21 августа 2025

Немного про яблоко.

Обычно мы режем яблоко вдоль, по линии «меридиана», но если его разрезать поперёк, по линии «экватора», то можно увидеть древний символ - «пентаграмму», который находится внутри яблока и предстаёт перед нами в виде пятиконечной звезды с семечками внутри.


Пятиконечная звезда в сердцевине яблока символизирует знание. Как известно, зелёный змий в Эдемском саду предложил Еве отведать запретный плод от древа познания добра и зла. 


Пенелопа Шатл пишет: "Если вы женщина и широко раскинете руки и ноги, получится пятиконечная звезда. Мужчина, своей дополнительной внешней точкой, пенисом, в том же положении образует шестиконечную звезду, патриархальную звезду Давида. Таким образом, яблоко является символом женской природы".

Здесь приходит на ум Авалон (Ynys Afallon) - остров из легенд о короле Артуре, имеющий черты запредельного Острова блаженных. Название Авалон происходит, судя по всему, от валлийского aball, «яблоко», так что Авалон – это Яблочный остров, или Остров Яблок. Интересно, что Иномирье, каковым по сути является Авалон, отождествляется с источником знания женской природы.

Также представляет интерес сходство классического лабиринта с яблоком:


Очевидно, лабиринты являлись входами в Иной Мир и были связаны с обретением (тайного) знания.

Влияние египтян?

В Древнем Египте потолки гробниц окрашивались синим цветом.

Tomb Of Queen Nefertari, Wife of King Ramses ll, Valley of the kings,Luxor, Egypt

«Звёзды негибнущие» из гробницы Нефертари. (XIX дин.)

В Сети имеются упоминания об окрашивании крито-минойских гроб­ниц в голубой цвет. Как отмечает проф. Ю. В. Андреев, "голубая краска... (весьма) широко использовалась при оформлении погре­бальных соору­же­ний той эпохи. В этот цвет (цвет ясного Неба) были выкрашены потолки и полы ряда критских гробниц и... предметы из состава погребального инвентаря: курильницы, алтари-треножни­ки... сарко­фаги" и т.п...".

Возможно, здесь мы имеем дело с культурным влиянием Египта на Крит. По мнению Г. Чайлда, "это влияние явилось следствием иммиграции на Крит ... египтян ... спасавшихся от завоеваний Менеса (в додинасти­ческий период, ок. 3000 г. до н.э.)". Ему приписывается основание египетской государственности путём объединения Верхнего и Нижнего Египта. Скорее всего, легендарный Менес идентичен историческому Нармеру — фараону-основателю I династии Раннего царства Древнего Египта.

Изображение Нармера, бьющего врага, на палетке Нармера.

20 августа 2025

О духовном измерении менструального табу.

Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman" пишут:

"Женщины иногда мечтают, чтобы мужчины могли почувствовать, что такое предменструальное напряжение. <...> Есть один способ, с помощью которого мужчины могут точно почувствовать, что такое предменструальное напряжение: это не спать несколько ночей. После этого любой мужчина, вероятно, испытает все симптомы ПМС. Было проведено множество важных экспериментов по депривации сна. Людям не давали спать, чтобы выяснить, что происходит. Одним из результатов этих экспериментов стало обнаружение того, что дело не в депривации сна как таковой, а в депривации сновидений. Добровольцев в этих экспериментах будили как раз в тот момент, когда их спящие глаза начинали двигаться характерным образом, называемым REM (быстрое движение глаз), что означает появление у спящего основного типа сновидений, так называемых "быстрых (или парадоксальных) снов". После одной-двух ночей таких прерываний состояние испытуемых ухудшалось: появлялись раздражительность, депрессия и летаргия – признаки ПМС. При продолжительной депривации сновидений возникали галлюцинации и лёгкие психотические эпизоды, похожие на параменструальные.

Сходство между ПМС и депривацией сновидений было впервые указано Эрнестом Хартманном в его работе «Биология сновидений». Он обнаружил, что предменструальные симптомы усиливаются, когда женщины не могут спать достаточно".

А теперь посмотрим на менструальные хижины в Индии и Непале.


Никаких "удобств". Тут не до сна, особенно в холодный осенне-зимний период. Кстати, время от времени в Непале отмечаются отравления угарным газом, так как женщины разводят костры в этих хижинах, чтобы согреться и уснуть (Источник).

Как видно, менструальное табу организовано так, чтобы у женщины возникли видения, которые в научном мире называются галлюцинациями. Ну, а видения никак не могут быть без изменённого состояния сознания. ИСС же, в свою очередь, «раскрывает» многие сверхъестественные способности, например, экстрасенсорное восприятие, способность видеть с закрытыми глазами события будущего, сокрытые от других людей. Вот она — "сила слабых", коренная основа матриархата. 

Антропологическое.

Единого, общепринятого научного определения того, что есть человек, на данный момент не существует (и это очень странно). Но вот одно из популярных научных определений:


"Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, сознанием и нравственными качествами".

Тут, конечно, есть с чем поспорить. Например, орудия труда производят мартышки-капуцины (Источник), но это не выделяет их среди других приматов. Ну да ладно, не будем придираться к мелочам; на самом деле, это хорошее определение человека.

Теперь возьмём череп какого-нибудь ископаемого гоминида — "человека умелого" (Homo habilis), "человека прямоходящего" (Homo erectus) или "человека рудольфского" (Homo rudolfensis) — и зададимся вопросом, чисто научным вопросом: а откуда нам известно, что этот "человек" обладал членораздельной речью, сознанием и нравственными качествами? 

Homo rudolfensis жил около двух миллионов лет назад. Останки были найдены в Кении — до сих пор не совсем ясно, какое место этот предок занимает в эволюции человека. Источник картинки.

19 августа 2025

К вопросу о "белой богине".

"Я пишу о ней как о Белой Богине, потому что белый — её основной цвет" (Роберт Грейвс). Да, но почему же именно белый?

Британский религиовед Джеймс Фрэзер отметил в своей «Золотой ветви», что  девушек из Новой Гвинеи держали в закрытых помещениях, защищённых от солнца, два или три года, девушек из Торресова пролива держали вдали от света три месяца, как чувствительную фотоплёнку. Про камбоджийскую девочку, достигшую половой зрелости, говорили, что она «входит в тень». Рассказ Фрэзера о девочках из Новой Ирландии, которых держат в маленьких клетках в темноте, незабываем, как и семилетнее уединение восьмилетних девочек с Борнео, которых держат в маленькой келье в доме в течение семи лет. Результатом их заточения является то, что они задерживаются в росте, и когда они появляются на свет, их кожа бледная и как воск. При этом девочки рассматриваются как наделённые мощной силой, которая, если их не держать в рамках, может оказаться разрушительной как для них самих, так и для всех, с кем они вступают в контакт.

Интересно, имеется ли здесь связь со средиземноморской традицией в изобразительном искусстве, представляющей женщин, особенно жриц, бледнокожими, в отличие от мужчин?

Wall painting of cult procession from Knossos (Corridor of Procession).

Мне думается, что такая связь вполне вероятна, особенно если учесть странную любовь крито-минойцев к тёмным полуподвальным помещениям (так называемым "люстральным бассейнам") в их жилищах.

Самый ранний образец люстрального бассейна из квартала Му в Малии

На Крите до вторжения греков-ахейцев существовало теократическое правление. Об экстатических культах на Крите, связанных с шаманизмом, не писал только ленивый. А я провёл параллель между "предменструальным синдромом" и "шаманской болезнью". В любом случае, для теократии нужны были очень сильные шаманки. Люстральные бассейны, при таком раскладе, можно интерпретировать как "инкубаторы" шаманок. 

Пасифая в каждой женщине?

Вот что пишут Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman":  

"Существуют широко распространённые свидетельства роста сексуальности, связанного с параменструальным циклом.

Ранее предполагали, что главный пик сексуальности приходится на середину цикла, на овуляцию, как и следовало бы ожидать, если бы целью этого подъёма было оплодотворение яйцеклетки для зачатия потомства. Но затем обнаружили, что главный подъём приходится на параменструальный период или противоположный конец цикла, с усилением желания непосредственно перед, во время или сразу после кровотечения.

Юнг говорит о «сексуальном жаре, появляющемся во время менструации», и К. Д. Дейли делает это краеугольным камнем своей эволюционной теории, как и Мэри Джейн Шерфи. Мастерс и Джонсон обнаружили, что «многие женщины желают сексуальной активности во время менструации». Алекс Комфорт в одной из своих известных книг о любви «Радость секса» отмечает, что «разгар менструации может быть самым похотливым временем для девушки».

Кинси замечает: «Очевидно, что человеческая самка (human female) в ходе эволюции отдалилась от своих предков-млекопитающих и развила новые характеристики, которые сместили период максимального сексуального возбуждения ближе ко времени менструации», и приводит четырнадцать исследований, которые подтверждают его собственные кропотливо собранные данные. Кстати, Кинси отдельно подтверждает наблюдение Хэвлока Эллиса о том, что если женщина не мастурбирует в другое время своего цикла, она чаще всего делает это вблизи менструации".

*******************************************

18 августа 2025

Построено с верой в воскресение.

Это коридорная гробница на вершине холма Сифин в графстве Уиклоу, Ирландия, построенная около 3300 года до нашей эры.


Автор блога Old European Culture задаётся вопросом: почему все эти коридорные гробницы похожи на животы беременных женщин, а входы в коридорные гробницы похожи на вагины?

Боаз и Яхин?

"За этим входом, похожим на вульву, как и во всех других коридорных гробницах, находится длинный узкий проход (родовой канал), заканчивающийся большой камерой (маткой)...

Любой, кто входил в эту «коридорную гробницу», символически входил в чрево матери-земли...

Там, в полной темноте, в полной сенсорной изоляции, они (символически) умирали...

Чтобы (символически) возродиться, покинув внутреннюю камеру (матку), проползти через узкий проход (родовой канал) и протиснуться через узкий вход (вульву) на солнечный свет..." (Источник)

«Дано им жало в плоть».

Пенелопа Шатл и Питер Редгроув в совместной монографии "The Wise Wound: Menstruation and Everywoman", отметив, что менструации болезненны, затем перечисляют женские мучения: 

"Женщина чувствует себя ужасно. Если у неё есть «застойная» склонность, то она может испытывать тяжесть и боли в животе, и/или напряжение, сочетающееся с депрессией, раздражительностью и апатией: у неё могут возникнуть головные боли, боли в груди, боли в спине, угревая сыпь, астма, сенная лихорадка, истерические эпизоды или любая комбинация многочисленных симптомов, которые называются «предменструальным синдромом» (ПМС) или «предменструальным напряжением» (ПМН), включая то, что описывается как «желание найти облегчение в глупых и необдуманных действиях». Если у неё спазматическая разновидность, то могут быть спазмы острой коликообразной боли внизу живота во время менструации, которые каждые двадцать минут или около того снова обостряются после притупления. Они могут напоминать родовые схватки и стать настолько сильными, что могут вызвать обморок или рвоту. К параменструальному периоду относятся такие экстремальные состояния, как менструальный психоз, истерия, нимфомания, склонность к несчастным случаям, клептомания, насильственные преступления, самоубийства, восприимчивость к вирусным инфекциям всех видов, мигрень, эпилепсия, пищевые пристрастия, ломкость капилляров с образованием синяков, бессонница, анорексия, головокружение, запор, диарея, потеря концентрации, круги под глазами и пятна перед ними. Мус приводит список из пятидесяти таких симптомов".

Затем Пенелопа Шатл и Питер Редгроув говорят о бесполезности лечения ПМС и обращают внимание на слова гинеколога, научного исследователя Джули Крэбб, которая говорит: «... большинство гинекологов обычно рассматривают все менструальные трудности, физические и эмоциональные, как «психические конфигурации, плывущие под гинекологическим флагом».

17 августа 2025

Немного о преформизме.

В эпоху Просвещения одним из учений, объясняющих процесс происхождения человека, был преформизм - люди считали, что внутри сперматозоидов живут маленькие человечки.

На этом рисунке 1695 года - сперматозоид. Внутри сперматозоида сидит маленький человечек, который попадает в матку и начинает расти, пока не становится младенцем.

Согласно этой теории, в сперматозоидах уже заранее сидят маленькие человечки, и при благоприятных обстоятельствах они начинают расти. Причём мини-люди там уже полностью сформированы и им остаётся только постепенно увеличиваться в размерах.

Когда у учёных появилась возможность изучить сперматозоиды через микроскоп - идеи преформизма пришлось пересмотреть, так как никаких «маленьких копий человека» в сперматозоидах они конечно же не нашли. Однако при этом учёные остались на стороне андроцентризма: мужская клетка объявлялась главной, а женская рассматривалась простой оболочкой, принимающей сперматозоиды. И вот на этом этапе появилась мысль, что «папины клеточки» должны соревноваться: кто быстрее займёт удобный "спермоприёмник"?

«Врата ада» или «врата рая»?

Пенелопа Шатл цитирует стих из Песни Песней: «Живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино» («Песни песней Соломона», глава 7, стих 3). 

В англоязычной версии вместо "живота" — "пупок" (navel): "Thy navel is like a round goblet, which wanteth not liquor". 

Пенелопа Шатл задаётся вопросом - "Что это за пупок такой"? - и отвечает: "«Пупок» — это своего рода двусмысленность, поскольку он может указывать на «место, откуда ты родился», поскольку ты был прикреплён к нему там, внутри матки. На самом деле это слово означает «половые органы», «вульва» или «влагалище»".

И вот самое интересное: "Это еврейское слово также может означать границу или дверь между двумя мирами рождённого и нерождённого" [1].

Иными словами, «вульва» — вход в потусторонний мир!

А я-то думал: ну почему все мужчины стремятся к тому, чтобы "войти" в женщину? 

Jean-Léon Gérôme, 1824-1904. A young Nymph teased by Putti, 1851, oil on canvas, 40.6x30.5 cm. Private Collection

16 августа 2025

Археологи раскопали купчиху.

На северо-востоке Ирана группа археологов под руководством Али Вахдати обнаружила самое богатое захоронение на месте Тепе Чалоу, раскопав некрополь бронзового века. Известно, что захоронение принадлежит молодой женщине, не старше 18 лет. В общей сложности в могиле было обнаружено 34 артефакта. Среди них — булавки из слоновой кости, золотые кольца, золотые серьги, бронзовые изделия, каменные изделия из хлорита, лазурита, серпентина и известняка, а также керамические сосуды.

«Помимо обилия этих предметов, самым поразительным элементом является наличие нескольких печатей, захороненных вместе с ней, что является убедительным свидетельством её активной роли и социального положения в обществе бронзового века. В этом контексте печати символизируют право собственности и участие в торговых связях», — объясняет доктор Вахдати.

Учитывая юный возраст женщины, можно предположить, что богатый инвентарь в ее погребении обусловлен наследственным статусом. Хотя следует отметить, что женские захоронения в эту эпоху были более богатые, чем мужские, что, возможно, указывает на главенствующие роли женщин в цивилизации Большого Хорасана

Источник.

Большой Хорасан

Как видно, территория Большого Хорасана совпадает с территорией Маргианы.

Маргиана

А Маргиана, в свою очередь, имеет тесные культурные связи с Индо-Хараппской матриархальной цивилизацией. 

ГЛИНЯНЫЕ ФИГУРКИ - НАШЕЙНЫЕ АМУЛЕТЫ. Гонур-депе (южный Туркменистан). Конец III-первая половина II тыс. до н.э.

Немного юмора.

Принципиальная разница между патриархатом и матриархатом заключается в том, что в патриархальной семье решения принимает свекровь, а в матриархальной - тёща.🙂


«Краткость — сестра таланта»

«Депрессия — одно из самых распространённых состояний, известных человечеству... Во всех исследованиях депрессии было убедительно показано, что, хотя оба пола страдают от этого заболевания, женщины гораздо чаще подвержены эмоциональным расстройствам, особенно депрессии» (Джек Доминиан).

«Депрессия — это сокрытое знание» (Джон Лейард). 

С этих двух эпиграфов начинается книга Пенелопы Шаттл и Питера Редгроува "Мудрая рана".  

15 августа 2025

Роды женские и «роды» мужские.

В отношении к детям у австралийских аборигенов существует диаметральная противоположность между женщинами и мужчинами.

"Райан сообщает о следующем правиле изоляции, существующем в племени Квинсленда (река Буллу): ни одна женщина не должна видеть рождённого ребёнка, кроме своего собственного, и никто, кроме матери ребёнка, не должен присутствовать при родах. Когда женщина знает, что у неё будет ребёнок, она уходит в место, которое выбрала для этой цели, и там разводит большой костёр, чтобы накопить достаточно пепла, чтобы очистить себя и ребёнка, когда он появится. После рождения ребёнка она возвращается в лагерь, и тогда его могут видеть все. Она не должна принимать никакой помощи или содействия от кого-либо..."

На ум сразу приходит словосочетание "мать-героиня"... 

В этом же племени существуют мужские «роды» – процесс инициации, через который мальчики «возрождаются». Мать рождает мальчика в плоти, а мужчины племени рождают его в духе. Причём, если женские роды – дело сугубо индивидуальное и интимное, то мужские «роды» – дело явно коллективное и публичное.

"«Роды» – когда речь идёт о мужчинах – это не просто одно из коллективных действий, совершаемых время от времени. Это самое коллективное, созидательное из всех видов деятельности – гораздо более сплочённое, чем охота.

Мужские «роды» требуют участия женщин, но только в негативном смысле, поскольку при изменении имени достигшего половой зрелости ребёнка и его «убийстве» перед перерождением, вклад матери признаётся лишь для того, чтобы быть сведённым на нет и вытесненным.

Крис Найт о происхождении культуры.

Крис Найт в своей монографии "Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture" говорит, что культура была создана менструальной солидарностью. Типа, женщины намеренно мазались менструальной кровью, чтобы вызвать у мужчин отвращение к сексу и связанному с ним насилию. Таким образом они постепенно расширяли своё "пространство свободы", свою "субботу", которая, в конце концов, растянулась до половины месяца.

Ура, "Машка" пришла! И вместе с ней пришёл праздник. Слово "праздник" происходит от древнерусского "праздный", что означает "свободный от работы", "свободный". Менструирующие женщины танцуют. Наскальные рисунки Пилбары. Верховья реки Юл. Австралия.

Ритуально структурированный график работы и отдыха охотничьего сообщества ледникового периода. Жизнь нормативно чередуется с двухнедельным ритмом. Пока женщины отдыхают, мужчины в это время работают, ходят на охоту. Потом наступает двухнедельный отдых мужчин, а женщины работают, готовят для них мясо и ложатся под них, обслуживают их в сексуальном отношении.

Крис Найт, защищая свою концепцию, указывает на австралийских аборигенов. Дескать, в Австралии 40 000 лет назад водились очень крупные промысловые животные; гигантские сумчатые были относительно медлительными и уязвимыми для охотников-людей. Можно было легко "завалить" одного гигантского кенгуру и питаться мясом целый месяц. 

Хотя сам же Крис Найт противоречит себе, когда пишет:

14 августа 2025

Почему охотники избегают менструирующих женщин?

Крис Найт, говоря об охотниках традиционных обществ, обращает внимание на особую тщательность, с которой охотники избегают контактов с менструирующими женщинами. Марксистский антрополог Ален Тестар (Testart) перечисляет многочисленные общества, особенно из более северных широт, в которых считается, что охотники теряют всю свою удачу, если позволяют менструирующей женщине соприкоснуться, хотя бы случайно, с их охотничьим снаряжением. Особо осторожные охотники даже прячут свои лук и стрелы в потайном месте где-нибудь в лесу, за пределами деревни.

Табу такого рода долгое время не поддавались рациональному объяснению. Хотя предполагалось, что животные особенно чувствительны к женским запахам. В этом контексте Китахара (1982) утверждал, что табу, связанные с менструацией, можно объяснить тем, что «для охотников крайне важно, чтобы они могли приближаться к дичи, не будучи замеченными ею...». Однако, как было отмечено (Келли, 1986), эта теория едва ли объясняет, почему особенно строгие табу должны применяться на северо-западе Америки к ловцам лосося нутка, китобоям тареумитов или охотникам на тюленей тлингитов – лососи и тюлени в море никак не могут почувствовать запах женских менструальных выделений.

Есть и другие аномалии, о которых сообщает Крис Найт. В северо-западной Калифорнии, когда мужчины возвращались с охоты, мясо всегда заносили в дом, сняв доску в стене, а не через обычный вход, «из опасения, что менструирующая женщина могла пролить жидкость на порог дома».

Тут я сразу всё понял: домовой живёт под порогом

Менструация как инициация.

В заключительной главе второго издания «Золотой ветви» Фрэзер внёс свой вклад в рассмотрение менструаций как полубожественных «сил». Он обратил внимание на поразительную, по его мнению, межкультурную параллель между (а) ритуальным отношением к менструирующим девушкам и (б) отношением к божественным царям или царям-жрецам в древнем мире. Создавалось впечатление, что мужчины могли быть наделены космически могущественной ритуальной силой, только если их можно было представить себе как в каком-то смысле «менструирующих». Процессы инициации, посредством которых они обретали божественную силу, были поразительно похожи на ритуалы инициации мужчин в других частях света, а последние, в свою очередь, имели поразительное структурное сходство с ритуалами первой менструации молодых женщин, которые, будучи «отделёнными», считались уединёнными в «потустороннем мире», часто концептуализируемом как место высоко в ночном небе. Поэтому для таких менструирующих женщин находиться на солнце или прикасаться к «этой земле» было немыслимо, и часто предпринимались огромные усилия – иногда включая вознесение молодых девушек (как героиню «Рапунцель» братьев Гримм) в закрытые башни или уединённые хижины на сваях, "избушки на курьих ножках".

Микадо Японии, отмечал Фрэзер, «осквернял свою святость, если хотя бы раз касался земли ногой». За пределами дворца его носили на плечах мужчины; внутри он ходил по изысканно вытканным циновкам. Микадо также не разрешалось выставлять свою священную персону на открытый воздух, «и солнце считалось недостойным светить ему на голову». То же самое относилось и к верховному жрецу сапотеков в Мексике, который «считался богом, которого земля недостойна была вмещать, а солнце – освещать». Фрэзер перечисляет короля и королеву Таити, а также королей Досумы, Персии, Сиама и Уганды в качестве дополнительных примеров правителей, которых приходилось носить на руках почти всюду, чтобы они не касались земли. Его список будущих вождей или наследников трона, отстранённых от солнечного света, включает индейцев Гвианы, наследников тронов Боготы и Согамосо, а также будущего Инку Перу. «Примечательно, — продолжает Фрейзер, — что эти два правила — не касаться земли и не видеть солнца — соблюдаются девочками в период полового созревания во многих частях света либо по отдельности, либо совместно». Например, в некоторых частях Новой Гвинеи «дочерей вождей, когда им исполняется около двенадцати или тринадцати лет, держат в помещении в течение двух или трёх лет, никогда, ни под каким предлогом, не позволяя им спускаться из дома, а дом настолько затенён, что солнце не может на них светить».

У индейцев племени От-Даном с острова Борнео девушку помещали в камеру, которая «возвышалась на сваях над землёй и освещалась единственным маленьким окном, расположенным в уединённом месте, так что девушка находилась почти в полной темноте». Здесь её держали в уединении, иногда до семи лет, не позволяя видеть никого, кроме одной рабыни, назначенной ей прислуживать. У индейцев племени Нутка с острова Ванкувер девочек, достигших половой зрелости, помещали в каждом доме на своего рода галерею, где им не позволялось касаться земли или видеть огонь или солнечные лучи. «Общий эффект этих правил», — отмечает Фрэзер, перечислив ряд подобных обычаев, «состоит в том, чтобы держать девушку подвешенной, так сказать, между небом и землёй» (Цит. по: Chris Knight. Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture).

************************************************

13 августа 2025

"Женские" дома.

"Женские менструальные дома, по-видимому, включали в себя большие общественные куполообразные сооружения, отапливаемые кострами, используемые для потоотделения и способные укрывать нескольких женщин одновременно", - пишет Крис Найт в своей монографии Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture.

Под это описание подходит "длинный дом" из Костёнок:


Здесь мы видим куполообразное сооружение с девятью очагами, лежанки или спальные места по периметру, запасы продовольствия в ямах...

Кажется, маленькие менструальные жижины появились сравнительно недавно, вместе с образованием патриархальной "нуклеарной" семьи. А раньше, при первобытно-общинном укладе, предположительно, имелись общинные "женские" дома, где женщины собирались всем "кагалом".

«Священные» женщины.

Крис Найт, ссылаясь на Стейнера, говорит, что двойное значение менструальных правил заложено в самом термине «табу». Это полинезийское слово образовано от корня ta, означающего «отмечать», и pu, которое является наречием интенсивности; Таким образом, табу означает «тщательно отмеченный» (Steiner 1956: 32). Во многих полинезийских языках «священный» и «запретный» — неразделимые понятия: то, что «священно», в то же время «запрещено»; то, что «запрещено», также «священно».

То есть, менструальное табу не только делает женщину временно "нечистой", но и делает её "священной". Этого никак не могут понять современные феминистки, сражающиеся, как Дон Кихот, с ветряными мельницами менструальными хижинами. Они видят первое, но не видят второе, не видят двойного двойного значения менструального табу. Отрицая табу, они вместе с тем отрицают и ореол женской недоступности; вместе с водой они выплёскивают и ребёнка. А ведь корни женской религиозности, и даже женской божественности, тесно связаны с этим табу. Отнять его у женщин значит примерно то же, что отнять у евреев субботу.

  

12 августа 2025

Новолуния и субботы.

В послании к Галатам ап. Павел выступает против соблюдения христианами иудейских новомесячий (Гал. 4:10–11). Что это за "новомесячия" такие? 

Рош Ходеш — иудейский праздник новолуния, который отмечается в первый день каждого лунного месяца. Название переводится как «голова месяца». Отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо назавтра. Рош Ходеш — это женский день. По обычаю, женщины в этот день почти не делают домашних дел. Традиционно на протяжении поколений еврейские женщины в Рош Ходеш не готовят, не стирают и не шьют.

Существует предположение, что изначально у евреев была лишь одна суббота каждый месяц, и эта суббота называлась Рош Ходеш.

Очевидно, та "примордиальная" суббота была связана с женским менструальным циклом. Её отмечали не только еврейские женщины, но и женщины многих других племён, которые проживали в разных частях света на расстоянии многих тысяч километров друг от друга. 

"Раздутые животы" в контексте женской одержимости.

Так уж получилось, что в человеческих культурах менструация, означающая «смена луны», широко рассматривается как «лунное» явление.

Крис Найт предполагает, что охотники архаических обществ отправлялись на многодневную охоту именно в периоды  «лунного» явления. "Если женщины синхронизировались друг с другом, мужчинам приходилось синхронизироваться с этим же ритмом, синхронизируя периодичность охоты с ритмом  включения/выключения менструального цикла".

За примерами Крис Найт обращается к бушменам-койсанам, охотникам-собирателям Южной Африки. Он сначала перечисляет заметки этнографов о том, что они танцуют всю ночь напролёт при появлении каждой новой луны. И далее пишет:

«Среди важнейших танцевальных фестивалей Сан – те, которые связаны с началом первой менструации у девушки. Эта традиция, безусловно, чрезвычайно древняя. Свидетельством тому служит замечательная роспись на скале Фултона в Драконовских горах Наталя, которую Дэвид Льюис-Уильямс (1981) определил как изображение обряда первой менструации у девушки. Закрытая фигура внутри незавершённого круга – это (согласно этой интерпретации) девушка, содержащаяся в особой хижине, с тремя спутницами, хлопающими в ладоши. Фигуры, окружающие хижину и наклонившиеся вперёд, – это женщины, исполняющие ритуальный танец, имитирующий брачное поведение антилоп. Другие фигуры (некоторые определённо мужчины, другие, вероятно, мужчины) изображают нескольких мужчин, присоединяющихся к танцу, некоторые держат палки. Примечательно, что окружающие фигуры все наклонены, их ягодицы игриво вытянуты в сторону менструирующей девушки (рис. 1). Все эти детали соответствуют деталям менструальных ритуалов, связанных с охотой, которые до сих пор практикуются сан и родственными им группами (Lewis-Williams, 1981)».

Рис. 1. Наскальная живопись южных сан. Скала Фултона, Драконовы горы, Наталь. По словам Дэвида Льюиса-Уильямса, центральная фигура – молодая женщина в мантии, проходящая свою первую церемонию менструацию в специальном укрытии. Вокруг неё аплодируют женщины, танцовщицы и (во внешнем кольце) мужчины с охотничьим снаряжением. Две фигуры держат палки; женщины наклоняются и демонстрируют «хвосты», имитируя брачное поведение антилоп-канн. Среди современных сан такие ритуалы неразрывно связаны с успехом в охоте. Обратите внимание, что у каждой мужской фигуры есть перекладина на пенисе. Вероятно, таким образом художник обозначил супружеское воздержание, связанное с менструацией и ценимое как условие охотничьей удачи.

11 августа 2025

О хозяйственном укладе доисторических жителей Костёнок.

 


Картинка взята из монографии Криса Найта "Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture" (Yale University Press, 1991).

Подпись к картинке: "Костёнки I-I; Украина. План жилого комплекса верхнего палеолита. Строительным материалом служили в основном кости мамонта. Обратите внимание на ряд очагов. Среди предметов, найденных в ямах для хранения, были и фигурки Венеры. Советские археологи считают, что вся огромная конструкция была покрыта одной крышей из шкур мамонта. Общинное проживание, возможно, способствовало поддержанию менструальной синхронности между женщинами-родственницами, ухаживающими за очагами (перерисовано по Klein, R. G. Man and Culture in the Late PleiJtoeene. San Francisco: Chandler. 1969: Fig. 33)".

Конечно, Костёнки находятся не в Украине, а в России, недалеко от Воронежа. Ну да ладно, как говорится, и на старуху бывает проруха. Глядя из Америки, наверно, трудно разобрать, где кончается Украина и начинается Россия.

"Вероятно, самым важным из всех регионов для нашего понимания верхнепалеолитического домашнего хозяйства является область, включающая долины рек Днестр, Днепр, Десна и Дон на Украине", - пишет Крис Найт на стр. 323). - "25 000–11 000 лет назад почти весь регион представлял собой открытые перигляциальные луга, расположенные недалеко от границ великих европейских ледниковых щитов. Поскольку не было скальных укрытий, пещер или других естественных укрытий, жилища возводились путём рытья глубоких ям, покрывая их костями или бивнями, и накидывая на эти опоры тяжёлые шкуры. В отсутствие древесины строители использовали кости мамонта, которые, должно быть, лежали поблизости много лет, прежде чем их собрали для строительства. Такие кости, вероятно, также использовались в качестве топлива [1]. Наиболее примечательные сооружения бывают двух типов: небольшие круглые дома с одним очагом и большие «длинные дома» с несколькими очагами. Особенно хорошо сохранившиеся жилища второго типа находятся в Пушкарях и Костёнках I и IV. Пушкари I на Десне представляли собой неглубокую овальную впадину, 12 метров в длину и 4 метра в ширину, с тремя очагами, расположенными в ряд вдоль главной оси. Костёнки 1-1 представляет собой большой и сложный длинный дом, построенный из костей мамонта, с девятью очагами, расположенными на расстоянии 2–2,5 метров друг от друга вдоль его главной оси (см. рис. выше). В этом же жилище было множество углублений, которые интерпретировались как спальные ямы, а также ям для хранения, вырытых в полу. В некоторых из них находились кости мамонта – возможно, остатки мясных запасов, – а в других было обнаружено множество кремневых орудий, женских фигурок, статуэток животных и других предметов. Радиоуглеродный анализ обугленных костей показал возраст около 12 000 лет. Независимо от того, указывают ли жилища с очень большой площадью на обширные матрилокально организованные домохозяйства, как убедительно утверждал один археолог (Ember 1973: 177-80), похоже, что группа из примерно пятидесяти человек жила здесь в суровую зиму ледникового периода, питаясь заготовленным замороженным мясом".

Глобальная Сеть появилась одновременно с человеком.

Chris Knight в своей монографии "Blood Relations" обращает внимание на внезапное появление обильных и часто экзотических ракушек в захоронениях верхнего палеолита; ничего подобного прежде не было. 

Этот факт показывает, что кроманьонцы, анатомически современные люди - по мере того, как они продвигались в Европу и другие регионы в ходе своей культурной революции - стали способны образовывать огромные цепи связей. Европейские свидетельства этого процесса включают в себя обширные перемещения сырья и находки ракушек в регионах, расположенных далеко от побережья – ракушек, которые могли распространяться только в рамках системы структурированного обмена дарами на очень большие расстояния. Такая новая модель сохранения прибрежных связей даже при охоте и собирательстве вдали от побережья, и столь решительный акцент на морской символике, включая явное увлечение спиральными узорами некоторых раковин, может быть значимым в свете обсуждения возможных приливных первоисточников менструальной синхронности, центральной для древнейшей ритуальной жизни. Это соответствует модели австралийских аборигенов, в которой мифическая «радужная змея» – в прибрежных регионах символ приливных ритмов и периодических наводнений – сохранялась аборигенами даже далеко в глубине пустыни.

Rainbow serpent by Yirawala

Интересное наблюдение. Оно говорит, что у кроманьонцев была Сеть, а у неандертальцев Сети не было. Я имею в виду Сеть как сеть координат ("правое - левое", "верхнее - нижнее", "переднее - заднее"), как "грибницу", из которой произрастают многочисленные  правила культурного поведения. И уже на основании соблюдения этих правил возникают человеческие общества.


10 августа 2025

«Ручные рубила» эректусов как свидетельства дочеловеческой "войны всех против всех".

Крис Найт говорит, что господствующие во второй половине XX века палеонтологические и археологические сценарии сейчас в значительной степени дискредитированы. Мало кто остаётся верящим в градуалистскую теорию двухмиллионной эпохи «постепенного прогресса» к человеческому образу жизни. В настоящее время широко признано, что за миллион и более лет до верхнего палеолита какой-либо заметный культурный прогресс был на уровне статистической погрешности.

Традиции изготовления орудий нижнего палеолита известны как доолдувайская, олдувайская, развитая олдувайская или (в более общем смысле) «чопперная» индустрия. Такие орудия, изготовленные из пляжной гальки, были самых разных форм и размеров: не было никакой симметрии и набора стандартизированных узоров. Эти первые орудия, согласно отчёту одного психолога (Wynn 1988: 277), «не свидетельствуют о наличии интеллекта, превосходящего тот, что известен у обезьян».

Однако около 1,4 миллиона лет назад появляется индустрия, производящая орудия, известные как «ручные рубила». Традиции изготовления ручных рубил известны как «ашельские» и являются характерными для Homo erectus (который впервые появляется в палеонтологической летописи Восточной Африки около 1,7 миллиона лет назад).

Хомо эректус. Реконструкция.

09 августа 2025

Определение матриархата от Хайде Гёттнер-Абендрот.

"Матриархальные общества экономически характеризуются сельским хозяйством, охватывающим всё: от простого садоводства до технически сложной обработки земли с использованием ирригационных систем. С социальной точки зрения, матрилинейность (родословная и наследование по женской линии) и матрилокальность (проживание с матерью) являются основными факторами, определяющими структуру семьи. Семейной ячейкой является клан. «Нуклеарной семьи», как мы её понимаем сегодня (отец/мать/ребёнок), не существует, поскольку биологическое отцовство было неизвестно, или, если и было известно, отцовство было неважным и не представляло для них интереса. Мать клана является представительницей и главой клана, а мать племени – главой племени. Титулы и статусы наследуются дочерью от матери, при этом преобладает принцип ультимогенитута (младшая дочь является наследницей) [1]. Имущество не подлежит индивидуальному наследованию, поскольку земли и дома находятся в коллективной собственности клана, особенно женщин клана. Если мужчины обладают каким-либо статусом, то он был дарован сыну матерью, брату – сестрой, а племяннику – дядей (братом матери). Для мужчин не существует постоянного права наследования. Отношения между сестрой и братом имеют гораздо более высокий приоритет, чем супружеские узы. Поскольку муж принадлежит к другому клану, он, редко оставаясь надолго, остаётся гостем в доме клана . [2] Если матриархаты на самых продвинутых стадиях своей истории и формировали какие-либо типы формальных государств, то они были организованы в соответствии с теакратическими принципами в города-государства или федерации городов-государств, представленные собранием жриц. Верховная жрица, как правило, была матерью старейшего клана; ей помогал в этой должности Священный Царь, который выбирался из её собственного клана (сын или брат). Помимо своих церемониальных обязанностей, он выполнял только административные обязанности. Верховная Жрица олицетворяла Богиню-Мать, которая считалась правительницей Неба, Земли и Подземного мира. Религиозная жизнь матриархальных обществ была сосредоточена на системах мифов Богини-Матери, которые на самых ранних стадиях развития представляли собой мифологии хтонической Богини Земли.