В монографии Владислава Петрова "Древняя история секса в мифах и легендах" (Изд-во «Ломоносовъ», Москва, 2014) приводятся примеры патриархального мифотворчества, которое можно рассматривать как назидание мужчинам — ни в коем случае не допускать женщин до власти.
"В фольклоре болгар, литовцев, русских и украинцев описывается, как Господь устроил эксперимент по временной передаче полноты власти женщинам. Через некоторое время по территориям, отведённым под испытательный полигон, совершил турне апостол Пётр. Его доклад привёл Господа в ужас: женщины упомянутых народов, словно сговорившись, стали избивать не только своих мужей, но всех мужчин подряд — и даже Петру перепало, несмотря на апостольский ранг, хотя он и пытался спрятаться под кроватью. А русские и украинские бабы к тому же шлялись по кабакам и творили в пьяном виде всякие непотребства. Господь прослезился над участью мужчин и вернул разошедшихся женщин под их власть".
Аналогичное мифотворчество существовало и у других патриархальных народов. При этом доминирующие женщины везде представлены как сущие монстры:
![]() |
| В древнюю старину, когда царил матриархат, оно как было? Поймали тётки мужика, не понравился - съели! Такие правила... |
"У нганасанов женщины, дорвавшиеся до власти, день-деньской проводили охоте и при этом на мужчин охотились с не меньшим энтузиазмом, нежели на оленей и пушного зверя. Существовала даже особая тактика такой охоты: мужчину приманивали на расстояние выстрела из лука, но не ближе, поскольку это был зверь опасный и в случае неточного выстрела мог нанести охотнице урон. Ещё менее понятна логика сомалиек: захватив руководящие посты в своём народе и завладев оружием, они не только обратили мужчин в рабство, но и, по приказу своей правительницы Арравело, кастрировали их, а на тех, кто сумел спрятаться в лесах, устраивали облавы с участием загонщиков-кастратов.
Но непосильный труд, всяческие лишения, увечья и даже физическое уничтожение ещё не самое страшное, что приходилось переживать мужчинам. Куда тяжелее переносились ими моральные страдания. От страны к стране — в каком порядке ни глянь — издевательства во времена матриархата становились всё изощрённее. Царица Ако Манойе узурпировала власть сразу в двух родственных африканских народах дараса и консо. Мужчин дараса она заставляла строить дом, столбы которого не касаются ни земли, ни крыши, и жёстко карала их, когда конструкция раз за разом рассыпалась. А мужчинам консо велено было наловить полный, с горкой, котёл живых блох — и за каждую сбежавшую блоху несчастные консо отвечали буйными мужскими головушками.
Чатинам женщины отказывали в доступе к своим телам, но при этом с вечера снимали с себя за ненадобностью головы и всю ночь проводили в компании неких пришлецов. И совсем уже не считали за людей своих мужчин женщины шипибо — они потрясали перед ними клиторами, утверждая, что это и есть настоящие фаллосы. Этот орган у женщин шипибо, если верить мифу, при матриархате и в самом деле был несоразмерно велик, но представим, каково было порабощённым мужчинам, у которых отбиралось последнее, в чём они ещё ощущали своё первенство.
Вот как рисует [патриархальный] миф устройство семьи у яномами в пору верховенства женщин. У каждой женщины было по нескольку мужей: например, у культурной героини Пет — четыре. Чтобы мужья не разбрелись, Пет связала их верёвкой, пропустив её через крайнюю плоть каждого и обвязав вокруг своих бёдер. Того, с кем ей хотелось совокупиться, она отвязывала, но, едва он успевал выполнить супружеский долг, возвращала в общую вязанку. Развлекалась она, заставляя мужей драться на палках и выставляя себя победителю в качестве приза, а чтобы и остальным хоть что-то перепало по сексуальной части, поощряла их заниматься анальным сексом. В общем, кошмар какой-то...
Рассказывать о мужских унижениях можно бесконечно. И в общем-то неудивительно, что высшие силы постепенно стали пересматривать своё отношение к распределению ролей между полами в обществе и семье. Демиург хадза Солнце-Ишоко лично спустился на землю, чтобы прекратить геноцид мужчин и проследить за сдачей оружия женщинами. И, только убедившись, что женщины сложили копья и луки, он дал им наставление, которое сводится к двум вещам — заниматься собирательством и бояться мужчин, — и отбыл на небосклон. Были прекращены полностью гендерные опыты на болгарах, русских и украинцах. У литовцев руководящие роли указом Всевышнего были перераспределены между теми, «у кого растёт борода». Там же, где небеса пустили течение земных дел на самотёк, мужчинам пришлось самим бороться за свои права. Одни решили проблему бескровно, прибегнув к хитрости. Кикуйю, например, сговорившись, одновременно обрюхатили своих жён, дождались, пока у них отрастут животы и они не смогут сопротивляться, и просто подобрали бесхозную власть. Мужчинам некоторых народов удалось ограничиться дворцовым переворотом. Дараса и консо очень похоже рассказывают, как зловредную Ако Манойе заманили в ловушку и то ли залили кипятком, то ли закололи копьями, а может быть, сначала залили, а потом закололи; перед смертью она признала свои ошибки и завещала женщинам во всём слушаться мужчин. Нашлась управа и на жестокую сомалийку Арравело. Мудрец Одей Бикей, один из немногих, кто во время массовой кастрации сумел сохранить своё мужское естество в первозданной красе, сошёлся с её дочерью, и та родила мальчика, который по наущению Одея Бикея проткнул копьём бабушку и занял трон; так правление перешло к мужчинам. А вот шипибо, совершив революцию, своих женщин убивать не стали, однако же вырвали им клиторы".
Я узнаю стандартный сценарий голливудского триллера во всех вышериведённых описаниях. Множество американских фильмов имеют одну схему: в них какой-нибудь супергерой преследует и убивает людей, про которых сказано, что прежде они совершили какую-то подлость; они, например, украли и изнасиловали девочку-подростка, и супергерой выступает в роли мстителя и вершителя правосудия. Мы на стороне супергероя, потому что он, по сюжету фильма, защищает маленькую девочку от больших бандитов. Любой человек, у которого ещё не атрофировались мораль и нравственность, стоит на стороне жертвы, а не насильника. Так вот, во всех вышеприведённых сюжетах из фольклора патриархальных обществ мужчины представлены жертвами женской агрессии. И сокрытый месседж сих потешных баек вполне прозрачен: ни при каких обстоятельствах не отдавать власть в женские руки. Как бы ни было плохо при мужском правлении, но при женском правлении будет ещё хуже. Фольклорная, "высосанная из пальца" история матриархата показывает, что однажды, на заре времён, женское правление привело человечество к катастрофе чуть ли не вселенского масштаба, и не дай Бог снова повторить все те ужасы "матриархата".

Комментариев нет:
Отправить комментарий