Вчера я посмотрел выступление Дональда Трампа в Конгрессе США. Я никогда не видел таких бурных и продолжительных аплодисментов, переходящих в овации. Республиканцы-трамписты напоминают какую-ту тоталитарную секту. Они, как куклы-марионетки, после каждого предложения Трампа вскакивают со своих мест и показывают своё "одобрямс". А сам Трамп ничего существенного не говорит, и вся его речь сводится к самовосхвалению. Он говорит, что по эффективности его первые недели у власти превзошли даже достижения первого президента страны Джорджа Вашингтона, которого он назвал «номером два» (после себя). Постоянно звучит "Я — Я — Я"... Он похож на Хлестакова из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор". "Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: "Я сам себя знаю, сам... я, я, я"... (Источник)
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
06 марта 2025
05 марта 2025
Удивительные нивхи (гиляки).
Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов северо-восточной Азии" (Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1933) говорит, что у гиляков патриархат. Но патриархат до-государственный, родовой. И поэтому местами весьма даже привлекательный, "симпатишный". Гиляки не терпят неправды и насилия. Когда гиляку кажется, что ему лгут или хвастают, он хватается руками за живот, раскачивается и делает такое лицо, будто ему очень больно. — Ну разве это не красота?!
![]() |
Гиляки - красавцы. |
О погребальных практиках на острове Крит.
Гробницы EM II (раннего минойского периода) представляют собой толосы. В этих круглых толосах и пристроенных к ним комнатах археологи находят остатки ларнаков — украшенных глиняных гробов в виде ванны или сундука на четырёх ножках с большой глиняной крышкой, — а также чашки и кувшины, что указывает на совместное питьё на похоронах.
![]() |
Круглая сводчатая гробница (толос) в Камилари на юге Крита. |
Потом есть ещё камерные гробницы, которые вырыты в скале. Они напоминают этрусские гробницы. Имеется три типа камер: круглая, полукруглая и, в случае самых престижных гробниц, прямоугольная с низкой скамьёй вдоль одной или нескольких стен.
![]() |
Гробница 159 в Армени, с низкой скамьёй. |
04 марта 2025
О глупости.
Дитрих Бонхоффер указывал на важную вещь: глупость — это не просто интеллектуальный недостаток, а активное нежелание критически мыслить и развивать независимое мышление; глупость выходит за рамки простого невежества, это состояние когда человек обусловлен избегать знаний и не задавать вопросы существующему порядку, даже когда сталкивается с неприятными фактами.
![]() |
Квентин Массейс. Аллегория Глупости, фрагмент |
Если в руку этого глупца с картины Квентина Массейса вложить смартфон, то получится обобщённый портрет нашего современника.
Удивительный парадокс: сейчас у каждой "сопли" имеется смартфон с подключением к Сети, но при этом современные подростки ужасно невежественны. Я недавно назвал одного мальчика тринадцати лет "Кактусом", потому что он живёт как растение. Мама "поливает" его, а сам он ничем не интересуется, ничего не знает и знать не желает.
Немного о "дворце" в Малии.
"Дворец" в Малии расположен на северном побережье Крита. Площадью 7500 квадратных метров, это третий по величине минойский "дворец".
Под раскопанным "дворцом" археологи обнаружили здание периода EM II или, возможно, группу зданий, построенных вокруг большого открытого пространства. По мнению Яна Дриссена, здание или здания EM II не были дворцом, как те, что появились позже, а скорее напоминали монументальный двор, начало процесса переноса ритуала из естественной среды в закрытую, искусственно созданную среду (Источник).
Это подтверждает мои догадки, которые я высказывал здесь прежде: крито-минойские "дворцы" имеют "гонийное", а не "ургийное" происхождение; они, как растения, произрастали на "жирных" почвах, удобренных "гумусом" [1] многих поколений людей. Очевидно, изначально это были святилища под открытым небом, а затем вокруг святилища появлялись различные "пристройки". Ну, у нас сейчас можно увидеть нечто подобное в постепенном благоустройстве святых источников. Сначала это самый обычный родник, потом рядом с ним устанавливают деревянный крест, затем строят часовенку с купелью, благоустраивают окружающую территорию, делают удобные дорожки и подъезды... Там, глядишь, и ларёк рядом появился... Примерно подобным образом появлялись и крито-минойские "дворцы".
Немного о крито-минойском Фесте.
"Дворец" Фестос находится на восточном конце холма Кастри в конце равнины Месара в Центральном Южном Крите. На севере лежит Псилоритис, самая высокая гора на Крите. На склонах Псилоритис находится пещера Камарес, вероятно, религиозный или культовый центр Феста и равнины Месара. В этой пещере был обнаружен очень тонкий стиль керамики из среднего минойского периода, который был назван керамикой Камарес в честь пещеры, в которой он был найден.
![]() |
Экспозиция критских ваз стиля «камарес». 19-18 вв. до Р.Х. |
Самые ранние поселения на этом месте датируются неолитическим периодом (ок. 4000 г. до н. э.). Старый "дворец" был построен на этом месте в начале второго тысячелетия, известного как Протодворцовый период (ок. 1900-1700 гг. до н. э.). Стены были оштукатурены и окрашены, а в некоторых комнатах гипсовые цоколи выстилали нижнюю часть стен. Во многих комнатах вдоль некоторых стен были построены скамейки, а в самих стенах были сделаны ниши для хранения мелких предметов.
03 марта 2025
О ритуальном характере крито-минойских "дворцов".
Учитывая происхождение Эванса из богатого среднего класса викторианской Англии, неудивительно, что он наложил образ британского монархического общества на минойское общество. Эванс определил Кносс как царский дворец.
Письменность в Кноссе была критской иероглифической, в то время как на юге, в Фесте, предпочитали линейное письмо А. В конце Среднеминойского периода IIB линейное письмо А пришло в Кносс и со временем заменило использование критского иероглифического письма. Странно, не правда ли? Большой "царский" Кносс перенимает письмо маленького Феста. Как кносские цари могли такое допустить?! Где это видано, чтобы царские столичные письмена заменялись провинциальными?!
![]() |
Критское линейное письмо А на золотом кольце из Мавро-Спелио возле Кносса. |
В Библии так говорится о деятельности еврейского царя Иосии (640-609 гг. до н. э.): «В двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвящённых дерев и от резных и литых кумиров <...> и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг её у потока Кедрона, и истер её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:5–8).
Археологи установили, что на восточной стороне Старого "дворца" находилось более 400 ткацких станков, что позволяет предположить, что там занимались ткачеством. Очевидна параллель с библейским описанием "мерзостей языческих" при храме Господнем.
О крито-минойских древностях.
![]() |
Новый дворец в Кноссе. Лестничный зал в восточном крыле |
Это место на острове Крит впервые было заселено около 7000 г. до н. э. в так называемый докерамический период неолита. Бронзовый век наступит только через четыре тысячи лет. Считается, что Кносс был первым и самым древним неолитическим поселением на Крите, и первое указание на человеческую деятельность на острове находится именно в том районе, где позже будут построены дворец и его центральный двор. Таким образом, люди постоянно вели активную деятельность на этом месте в течение пяти тысяч лет до того, как был построен первый дворец.
"Вы, греки, как дети, вы не знаете ничего о древних временах", - говорили Солону египетские жрецы в VI веке до н. э. Если греки — как дети неразумные, то что же тогда говорить про россиян?! Первый дворец на Крите был построен за 3500 лет до первого упоминания о Москве.
02 марта 2025
Про снежинки и цветы полевые.
Сижу и смотрю сейчас, как за окном на улице кружатся в вальсе и падают с неба на землю снежинки. У каждой снежинки свой неповторимый узор, и каждая совершает свой уникальный "танец" на ветру. Чёрт возьми, до чего же это похоже на жизнь человеческую! А. С. Пушкин был личностью со своим уникальным и неповторимым "узором", и это не спасло его от смерти; он "растаял" так же как тают снежинки...
А 28 февраля, в последний день зимы, я увидел на улице мёртвого голубя. С утра было довольно холодно, где-то около — 16°C, и я подумал, что, должно быть, голубка замёрзла в последнюю зимнюю ночь. Как обидно пережить все тяготы и лишения зимы и умереть в самом преддверии весны! И я заплакал... До боли знакомая картина. Моя мама умерла в конце февраля 1978 года... Она же тоже была уникальная и неповторимая: никогда не было такой на Земле, и никогда не будет...
К вопросу о крито-минойских менадах.
Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" говорит о том, что "служительницы Диониса — вакханки — всегда изображаются в бурном движении; они бегут в горы, перескакивают через расселины, их одежды развеваются, голоса усиливаются и множатся горным эхом".
![]() |
Менада |
Культ Диониса как женское тайное общество.
01 марта 2025
Местночтимые образы "царевны—лягушки"?
«Праматерь» — одна из самых известных скульптур Лепенски Вир. Интересно, что почти идентичная скульптура была обнаружена в Капденад-ле-О (Capdenad le Haut), Франция. Она датируется 3200-2800 гг. до н. э., что означает, что она по крайней мере на 3000 лет моложе. Тем не менее, сходство настолько поразительно, что не осталось незамеченным учёными.
Образ Диониса кисти И. Бахофена.
Перед тем как изложить здесь "наблюдизмы" Иоганна Бахофена относительно культа Диониса в Древней Греции, я сделаю три замечания.
1. "Сверхновая" вспышка культа Диониса в Древний Греции произошла в "тёмные века" её истории, в "провальный" период между гибелью микенской культуры и рождением классической культуры Эллады. Времена были ужасные, и вот, посреди этого кровавого ужаса, - откуда ни возьмись, - появился новый культ. Женщины буквально "ломились" в этот культ, одновременно спасаясь в нём от удручающей реальности, консолидируясь и группируясь для противодействия мужским насилиям, обретая в культе сверхъестественные силы для установления "нового порядка". Можно сказать, что основные "силовые поля" классической культуры Эллады были сформированы внутри массовых народных движений в рамках культа Диониса.
2. Очевидно, что сам культ Диониса явился поздней "отрыжкой" умерших матриархальных культов на Крите и в Эгеиде. Дионис очень сильно напоминает быкоголового консорта Богини, каким мы его знаем по раскопкам в Чатал-Хююке. В этом смысле, рождение культа Диониса можно считать возрождением крито-минойских матриархальных культов в новых исторических условиях. И, наверно, культ Аттиса и Кибелы также является "ремиксом" более древних культов Анатолии, коренящихся в том же Чатал-Хююке. Именно поэтому, исследуя культ Диониса, мы приближаемся к постижению крито-минойской религии.
3. И здесь мы уже выходим на более широкие обобщения. Можно, с одной стороны, представить всех "умирающих и воскресающих" богов Средиземноморья как "местночтимые" иконы-проекции консорта Богини, а, с другой стороны, можно увидеть Голгофскую мистерию Иисуса Христа как высшее и последнее проявление этой древнейшей мифологемы смерти и воскресения, уходящей корнями в пещерные глубины палеолита.
28 февраля 2025
Социальная организация коренных народов Крайнего Северо-Востока России.
"В прошлом, возможно, основной социальной единицей коренных народов Севера был род. Но это недостоверно. Потому что бескрайние просторы Севера внушают людям дух свободы. Так, по наблюдениям Н. Ф. Каллинникова конца XIX – начала ХХ вв., на Чукотке «родового начала нет. Осёдлые живут деревнями, и каждый хозяин вполне независим от своего соседа; кочевые же прямо кочуют, даже не родством, а товариществами, сообразно количеству рабочих рук и оленей. Товарищества эти страшно непрочны: на зиму они устраиваются в одном соседстве, а на лето его меняют и пристраиваются к другому [1]. ... На восток от Нижнеколымска и Маркова нет никакого устройства, ни родового, ни общинного; да и около этих центров родовое начало, я думаю, или пережиток старины, или недоразумение, основанное на незнании быта инородцев».
Источники XIX в. сходятся в том, что у чукчей (а равно и коряков) не было развитой властной иерархической структуры: «Чукотские начальники ... не пользуются однако ж большим уважением. Влияние их обыкновенно зависит от их богатства и физической силы» (А. Э. Кибер); «У чукчей есть свои старшины – эремы, которые, однако, никаким особым почётом своих «подданных» не пользовались. Они имели значение как вожди во время войн» (И. В. Шкловский); «Каждый глава семьи – самодовлеющий хозяин, живущий по своему собственному желанию там или здесь, работающий в товариществе, или самостоятельно, соответственно его вкусам и обстоятельствам» (Н. Ф. Каллиников); «В собственном своём обиходе чукчи не признают власти никаких старейшин» (А. В. Олсуфьев).
О религиозной слепоте Бахофена.
Цитата из третьего тома "Материнского права" И. Бахофена:
"Уничтожение амазонства и гетеризма, равно как и подчинение обоих этих явлений чистому брачному закону связано с аполлоническим культом. Выродившийся теллуризм с его безутешностью уступает место религии света, которая с приходом мужского бога, рождающегося из тьмы и преодолевающего её, чает возвышения и для всего человеческого бытия. С Аполлоном-Эойем связана теперь та светлая надежда, которой недоставало сугубо хтоническому культу матери. С восхождением от тёмной первобытной материи к свету, рождённому из её утробы, человеческий род оставляет позади ту ступень, на которой он прежде видел во всяком зачатии одну лишь гибель, во всяком человеке — брошенный за спину камень. На смену смерти приходит вера в жизнь и спасение. И если первая была связана с материнским веществом, то последняя находит себе опору в мужском божестве и его светлой природе".
Здесь Бахофен предстаёт во всей своей "красе" как рационально мыслящий протестант, как "книжник" (scholar), абсолютно чуждый жизни духа. Но и к протестантству он относится лишь "постольку, поскольку", по касательной линии, поскольку его невозможно назвать религиозным человеком, а уж тем более — мистиком. Потому что мистики говорят нечто совершенно противоположное.
27 февраля 2025
О феномене Тувы.
В Сети пишут о "феномене Тувы": на фоне демографической катастрофы в России, Тува являет демографическое чудо. Тува опередила даже Чечню по рождаемости (Источник).
![]() |
Коэффициэнт рождаемости по регионам РФ. |
Тувинцы "плодятся и размножаются" вопреки всем негативным факторам. Во-первых, в Туве самый большой в России уровень рождения детей вне брака. Во-вторых, Тува является лидером России по числу абортов. И в-третьих, Тува же в рейтинге регионов по уровню бедности стабильно держится на 83–85 местах из 85 возможных (Источник).
В чём же причина столь удивительного феномена?
26 февраля 2025
Об одном тайном "подвиге" Геракла, который он совершил по пьяни.
В статье об индо-римской торговле Википедия сообщает, что "основными торговыми партнёрами в Южной Индии были тамильские династии Пандея, Чола и Черас" (Источник).
Пандея — это Пандья, или государство под управлением рода Пандьев на территории расселения тамилов дравидийской языковой семьи.
![]() |
О его существовании было известно ещё древнегреческому путешественнику Мегасфену, который приписывал основание рода дочери Геракла.
И. Бахофен в третьем томе своего "Материнского права" приводит эту историю. И хотя я считаю её не более чем историческим анекдотом, мне захотелось разместить её в данном блоге.
Крито-минойская интерпретация «прото-Шивы».
![]() |
Печать «прото-Шивы» — «Пашупати» (Владыка животных) , изображающая сидящую и, возможно, трехглавую фигуру, окружённую животными; около 2350–2000 гг. до н. э. |
"Наиболее примечательным божеством хараппской культуры является рогатый бог, фигурирующий на печатях. Он изображён на трёх печатях; на двух он сидит на небольшом возвышении, на третьей —- на земле. Сидит он в позе, хорошо знакомой отшельникам позднейшей Индии: ноги его прижаты к телу, пятки соприкасаются. Европеец не может принять такую позу без длительной тренировки. Тело бога обнажено, если не считать многочисленных браслетов и, по-видимому, ожерелий, причёска у него необычная: из его головы как бы вырастают два буйволиных рога, между ними стоит нечто вроде деревца.
![]() |
Йогическое Божество М-305 |
25 февраля 2025
Австралоидная «танцовщица».
![]() |
Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро |
"Самая замечательная из статуэток Индо-Хараппы, вероятно, бронзовая танцовщица: молодая женщина, совершенно обнаженная, если не считать ожерелья и нескольких браслетов, плотно покрывающих одну руку, с волосами, убранными в сложную причёску, стоит в кокетливой позе, опершись рукой на бедро и полусогнув одну ногу. Её живое и задорное выражение совершенно неповторимо. Ничего похожего нет среди произведений других древних цивилизаций" (А. Л. Бэшем. Чудо, которым была Индия. «Наука», 1977. С. 27)
Лицо этой бронзовой танцовщицы явно принадлежит к веддо-австралоидному расовому типу. Характерные черты австралоидов: тёмная кожа, широкий нос, толстые губы, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле.
![]() |
Австралоидный расотип |
О связи матриархата с женской самоактуализацией*.
*) Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Ю. А. Валова в статье "Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков" представляет результаты эмпирического исследования взаимосвязи процесса самоактуализации у подростков и особенностей их половой жизни. Оказывается, что у девушек, не живущих половой жизнью, самоактуализация выражается в большей независимости взглядов и убеждений, гибкости и естественности поведения. Девушки, обладающие относительной независимостью, те, кто руководствуются своими убеждениями, установками и принципами, не начинают рано жить половой жизнью. И наоборот: чем более девушка подвержена влиянию большинства, тем раньше она начинает половую жизнь.
Я уже высказывал свои подозрения насчёт того, что древние матриархальные общества должны были иметь какие-то конгрегации дев. Может быть, весталки в Древнем Риме были "последними из могикан" таких конгрегаций?
Во всяком случае, матриархат подразумевает женскую независимость. Но девочка не может обрести независимость взглядов, если её выдают замуж в подростковом возрасте.
24 февраля 2025
Неолитические ограждения (enclosures) как "точки сборки" патриархата?
Экстракт из статьи "НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ОГРАЖДЕНИЯ В ЮЖНОЙ ПОРТУГАЛИИ (4 ТЫС. ДО Р. Х.): НОВЫЕ ДАННЫЕ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ", написанной António Valera и Cláudia Costa:
"Согласно имеющимся данным, около 3450/3400 г. до н. э. началось строительство сплошных ограждающих конструкций с рвами в западной Иберии и во внутренних районах Алентежу. Внутренние районы Алентежу представляют собой основную концентрацию рововых ограждений Португалии и одну из крупнейших в Иберии. Хотя небольшие рвы встречаются уже в раннем неолите, как это зафиксировано в Сеньора-да-Алегрия и в районах Валенсии и долины Эбро, кажется, что именно с середины 4-го тысячелетия до н. э. рвы чётко определяют замкнутые пространства Алентежу. Эта тенденция будет продолжаться в течение халколита, пока их не перестанут строить в конце 3-го тысячелетия до н. э."
"Манипуляции с человеческими останками и погребальные практики присутствуют на протяжении всего временного промежутка этого явления (хотя с большей интенсивностью в течение 3-го тысячелетия до н. э.)".
Авторы статьи говорят, что "во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. мы можем наблюдать в регионе «взрыв» иконографии с появлением разнообразных предметов (альмерийские статуэтки, идолы из сланцевых пластин, «роговые» идолы, зооморфные статуэтки, символические украшения, предметы из слоновой кости), контрастирующих с их редкостью или отсутствием в предыдущие времена".
К реконструкции общекавказского верховного божества Бронзового века.
По всей видимости, хурриты являлись потомками субареев, древнейшего населения Северной Месопотамии. Но в Бронзовом веке они оказались под "крышей" арменоидной военщины, после вторжения индоиранцев (ариев). После этого у хурритов сложилось своеобразное "двоеверие": патриархальные "верхи" и матриархальные "низы". Хурриты выступают наиболее вероятными основателями куро-аракской культуры, а также триалетской культуры на Кавказе. Вероятно, в триалетскую эпоху население Закавказья начинает переходить на индоевропейский протоармянскый язык. Во всяком случяае, триалетская культура — типично арийская, с богатейшими погребениями военных вождей в группе больших курганов.
А. Дугин полагает, что хурриты принесли на Кавказ анатолийский хатто-хурритский мифологический комплекс. (В чём я сомневаюсь.) И далее он пишет:
"Если мы зафиксируем это принципиальное положение, то мы должны искать в мифологии кавкасионов прежде всего общий гештальт Великой Матери — Кибелы [1]. То, что Кибела в Анатолии была богиней гор, а также богиней охоты [2], заставляет нас обратиться к аналогичным фигурам кавказской мифологии. В этом случае мы — в качестве гипотезы, разделяемой рядом исследователей кавказской традиции — можем предложить в качестве наиболее близкой фигуры образ грузинской богини охоты и гор Делы.
23 февраля 2025
Имелись ли крыши у святилищ в Гёбекли-Тепе?
Эпифиз, или шишковидное тело, издревле называли «вместилищем души» и «третьим глазом».
Сегодня считается, что шишковидная железа вырабатывает около 80% мелатонина, который называют гормоном сна из-за его связи с биоритмами. Биохимики и врачи говорят, что высвобождающийся в ночное время мелатонин способствует чистке нейронов, устраняет свободные радикалы и снижает артериальное давление во время сна. Разделить день и ночь помогает сетчатка глаза: когда количество попадающего на нее света снижается, запускаются импульсы, активизирующие шишковидное тело. (Именно по этой причине перед сном советуют отказываться от «голубых экранов». Их свет подавляет выработку мелатонина и нарушает циркадные ритмы.) В каком-то смысле эпифиз действительно оказался «третьим глазом», который реагирует на свет и отделяет его от тьмы.
О структуре вайнахского социального уклада.
22 февраля 2025
К интерпретации ещё одного сюжета Гёбекли-Тепе.
![]() |
Incised image of a female from Go¨bekli Tepe |
![]() |
Пример символического изображения змеи в Гёбекли-Тепе |
Изображение (менструирующей?) женщины из неолитического ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе напоминает изображения богини Ладжа Гаури.
Ранние изображения Ладжа Гаури были найдены на печатях индо-хараппской культуры, то есть образ этой богини явился из неисследимой древности.
Обычно её голову заменяет распустившийся цветок лотоса.