Хайде Гёттнер-Абендрот в своей монографии "Matriarchal Societies of the Past and the Rise of Patriarchy" говорит, что концепция «матриархат», вопреки видимости, не параллельна термину «патриархат», который означает «господство или правление отцов». Матриархальные общества не являются зеркальным отражением патриархальных обществ, а представляют собой совершенно иную форму общества, которая долго сохранялась на протяжении ранней культурной истории. Неправильно переводить «матриархат» как «господство матерей», имея в виду «правление женщин». При этом она выражает своё недовольство такими понятиями, как «матрилинейный», «матрифокальный», «матрицентричный», «матристический», «гинеикостатический», «гиланический» и т. д. Более того, такие термины, как «матрифокальный», «матрицентричный» и «матристический», предполагают, что в непатриархальных обществах всё вращается вокруг женщин или матерей, возможно, в каком-то «материнском культе». Но каждый материнский культ является расцветом патриархата и не имеет никакого отношения к матриархату.
Затем Хайде Геттнер-Абендрот даёт новое определение «матриархата», которое, как крышка стола, покоится на четырёх "ножках"-основаниях, на четырёх социальных уровнях: экономическом, социальном, политическом и культурном. Матриархальная форма общества
− на экономическом уровне является обществом сбалансированной экономикой взаимности, в котором женщины управляют основными товарами, такими как земля, дома и еда, и уделяют постоянное внимание балансировке экономики посредством распределения; такая экономика не накапливает, а распределяет товары путём дарения, поэтому её можно назвать «экономикой дарения» [1];
− на социальном уровне основана на матрилинейном родстве, основными чертами которого являются клановая организация, основанная на матрилинейности (родство по материнской линии) и матрилокальности (проживание с матерью или рядом с ней); в то же время полы ценятся одинаково (гендерное равенство) [2];
− представляет на политическом уровне общество консенсуса, основанное на самоуправлении клановых домов и системе мужчин-делегатов в качестве представителей своих кланов на более крупных внешних собраниях, что даёт мужчинам собственную сферу деятельности и социальный статус [3]; в большинстве случаев это приводит не только к гендерно-эгалитарному обществу, но и к полностью эгалитарному обществу;
− основана на священной культуре со сложными религиозными и идеологическими системами, вера в перерождение формирует основное понятие жизни на земле и в космосе. Нет отчуждённых мужских богов, но мировоззрение определяется женским божеством в его многочисленных проявлениях; оно понимается не как трансцендентное, а как имманентное миру. То есть весь мир рассматривается как женское божественное, которое включает в себя мужское.
Если эти черты проявляются в существующем обществе, то можно говорить о «матриархате».
Я, в принципе, согласен с тем, что здесь говорит Хайде Гёттнер-Абендрот. Только я ставлю на первое место не экономику, а священную (точнее, сакральную) культуру. По-моему, матриархат может быть лишь "священным матриархатом". Именно в области культуры я вижу те "сдержки и противовесы", которые подавляют мужское "право силы" и заставляют мужчин жить по "материнскому праву". Ритуал здесь имеет первостепенное значение. Соблюдая ритуал, мужчины движутся в глубокой "колее" Традиции с матриархальными нарративами. Теократия является высшей и наиболее развитой формой матриархата.
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Взаимность вытекает из системы ценностей матриархальных обществ, где материнское поведение рассматривается как прототипическая деятельность: поэтому оно включает в себя материнскую ценность заботы и воспитания всех членов общества.
[2] Несмотря на центральное положение женщин, матриархальные общества не признают гендерной иерархии, но все полы имеют равную ценность, и у каждого есть своя собственная сфера деятельности.
[3] Таким образом, женщины находятся в социальном центре общества, в то время как мужчины являются политическими представителями кланов и обществ для внешнего мира.