22 мая 2025

О "подпольных" захоронениях Чатал-Хююка.

"Раскопки Чатал-Хююка предоставили один из крупнейших наборов данных о практиках интрамурального захоронения в доисторическую эпоху Ближнего Востока. В ходе раскопок 1960-х годов в Чатал-Хююке было раскопано около 685 захоронений, а в последние годы были обнаружены ещё сотни. Около половины захоронений – взрослые, причём оба пола представлены в равной степени.

Захоронения обычно происходили в яме, вырытой в полу во время оккупации здания, после чего место захоронения закрывалось, а пол латался. Новые захоронения часто нарушали остатки более ранних захоронений, которые иногда отодвигались или переставлялись. Эта практика регулярно приводила к хаотическому смешению скелетов; потомки, по-видимому, мало заботились о целостности захоронения отдельного умершего человека.

Захоронения часто, но не исключительно, находили под отсеками, расположенными в северо-восточной части гостиной. Эти отсеки, скорее всего, служили для сна. Таким образом, связь живых и мёртвых, по-видимому, была особенно тесной в Чатал-Хююке: там имелись места, в которых некоторые члены группы отдыхали временно , тогда как другие «отдыхали» на более постоянной основе.

Ранее Меллаарт говорил, что погребальный инвентарь в Чатал-Хююке имеет гендерную принадлежность. По его словам, мужской погребальный инвентарь включал оружие, такое как каменные булавы, обсидиановые кинжалы и наконечники, а также костяные крючки для пояса, тогда как погребальный инвентарь, хранившийся у женщин, состоял из ювелирных изделий, таких как ожерелья, кольца и браслеты, а также обсидиановые зеркала и лопаточки (интерпретируемые как аппликаторы для макияжа). В раскопках последних лет гендерного инвентаря по возрасту и полу не обнаружено.

«Кто человека кормит, тот над ним и хозяин» (Джек Лондон).

"Сельское хозяйство имело первостепенное значение в натуральном хозяйстве Чатал-Хююка. Около 75 процентов теплотворной способности обугленных семян приходится на домашние культуры, из которых включают различные виды пшеницы, ячмень голый, рожь домашнюю, вику горькую, чечевицу, горох и нут. Было высказано предположение, что бобовые и клубнеплоды могли быть основным источником пищи в Чатал-Хююке. Помимо сельскохозяйственных культур, существенную дополнительную роль в Чатал-Хююке играл сбор разнообразных дикорастущих ресурсов, в том числе каркаса, миндаля, сливы, жёлудя и инжира".

В Чатал-Хююке имелось развитое сельское хозяйство, а в Ашиклы-Хююке оно имелось лишь в самых зачаточных формах. В огородах, садах и на фермах, в основном, трудятся женщины, и они же собирают инжир и прочие дикорастущие ресурсы. В Чатал-Хююке женщины были "кормилицами", "мамками" не только детей, но и мужчин (если не всех, то, по крайней мере, некоторых), содержали их на иждивении. Поэтому, я думаю, в Чатал-Хююке был "матриархат" и всё такое, а в  Ашиклы-Хююке — ничего подобного не было.

"Богиня" из Чатал-Хююка

Однако, вот снова парадокс: "Одной из загадочных характеристик жилых помещений Чатал-Хююка является почти полное отсутствие здесь жерновов и ступок". Где же они растирали зерно в муку?

21 мая 2025

Чатал-Хююк как Санкт-Петербург: построен на болотах.

Чатал-Хююк. Реконструкция.

"Геоморфологи, работающие над реконструкцией окрестностей Чатал-Хююка, пришли к выводу, что этот участок регулярно подвергался затоплению, скорее всего, весной после таяния снега в горах Тавр. В окрестностях этого места могли образоваться застойные болота. Действительно, на месте были обнаружены солелюбивые и болотные растения, а также были найдены кости рыб, лягушек и водоплавающих птиц. В этом болотистом ландшафте было несколько кочек, на которых можно было найти прибрежные древесные насаждения, но вообще болотная почва, окружавшая Чатал-Хююк в эпоху неолита, плохо подходила для земледелия. Некоторые исследователи предполагают, что жители Чатал-Хююка в основном использовали для ведения сельского хозяйства песчаные гряды, расположенные в 12 километрах от него, а не более ближайшие окрестности", - сообщает Бледа С. Дюринг в своей монографии "Преистория Малой Азии".

Это сообщение напомнило мне о картине древнеегипетских пирамид, стоящих в воде. 

Пирамиды в воде.

"Во времена возведения пирамид Гизы уровень воды в Ниле позволял заполнять искусственный водоём возле строительной площадки, чтобы египтяне могли подвозить материалы из каменоломен прямо к месту строительства" (Источник).

Внутри пирамид покоились мумифицированные тела фараонов. Под полами в домах Чатал-Хююка также лежали погребённые тела умерших. 

При этом воды реки (Стикс, Лета, Ахерон, Нил и т. д.) отделяют мир земной от мира загробного.

Ещё один довод в пользу версии, согласно которой Чатал-Хююк представлял собой либо некрополь, либо святилище. 

Парадоксы Ашиклы-Хююка.

Бледа С. Дюринг в своей монографии "Преистория Малой Азии" (Издательство Кембриджского университета, 2011 г.)  рассказывает про неолитическое поселение Ашыклы-Хёюк (или Ашиклы-Хююк, или Асыклы-Хуюк, тур. Aşıklı Höyük). 

Автор утверждает, что это место было заселено как минимум с 8500 г. до н.э. То есть, Ашиклы-Хююк древнее Чатал-Хююка более чем на тысячу лет. Период заселения длился примерно до 7350 г. до н.э.

Община, проживавшая здесь не менее 25 поколений, изначально селилась в полуподземных сооружениях овальной формы, напоминающие землянки.

Полуподземные сооружения овальной формы. Реконструкция.

Позднее, около 9800 лет назад, люди Ашиклы-Хёюка начали строить наземные прямоугольные здания, состоящие из одной-двух комнат, со стенами из сырцового кирпича, высушенного на солнце. Здания в Асыклы-Хойюке были построены плотными группами, без улиц и переулков, разделяющих строения.

Ашыклы-Хёюк. Реконструированные здания.

20 мая 2025

О нетленных телах монахов.

"Вопрос о нетленных телах монахов после их смерти привлекает внимание исследователей, поскольку его очень сложно объяснить с научной точки зрения. Буддисты утверждают, что только монахи, действительно достигшие просветления, могут стать такой реликвией. В истории вьетнамского буддизма вплоть до настоящего времени было зафиксировано немало случаев появления нетленных тел: тело монаха Ньы Чи в монастыре Тиеу в провинции Бакнинь, тело монаха Тует Туета в монастыре Буттхап (Бакнинь), тела монахов Ву Кхак Миня и Ву Кхак Чыонга в монастыре Дау (Большой Ханой), тело монаха Тхить Минь Дыка в монастыре Лонгбыу (в провинции Куангнгай). Тела Ву Кхак Мина и Ву Кхак Чыонга (рис. 1) хранятся в монастыре Дау под Ханоем.

Рис. 1. Монахи Ву Кхак Минь и Ву Кхак Чыонг.

Древний Тхиен буддийский монастырь Дау расположен в деревне Зяфук общины Нгуенчай района Тхыонгтин на территории Большого Ханоя (примерно в 25 км от центра города). Название монастыря связано с почитанием матушки Дау.

Аморейские корни патриарха.

Ниссим Амзаллах в своей монографии "Яхве и происхождение Древнего Израиля. Выводы из археологических данных" (Университет имени Бен-Гуриона в Негеве, Израиль) выводит Авраама, праотца Израиля, из амореев.

"Образ жизни патриарха сочетает в себе идеал агропасторализма (Быт. 13:1–2 ) с желанием создать новое царство для себя и своих потомков (Быт. 12:1–5). Этот проект подразумевает его миграцию из родины амореев (регион Харран) в Южный Левант, землю, населенную хананеями (Быт. 12:6, 13:7). Подобно пришельцам амореям, Авраам определяет размер своего владения со своими сверстниками, а не с коренным населением (Быт. 13:6–12). Поселившись в районе Хеврона, Авраам вступает в союз с правителями амореев в этом регионе (Быт. 13:7) и даже становится одним из них. Авраам изображается как военный лидер (Быт. 14:14, 14:24) и судья, разрешающий местные конфликты (Быт. 13:7, 21:25). В Бытии он имеет право заключать трактаты (Быт. 20:15) и собирать налоги и десятины (Быт. 14:22–24).

В Книге Бытия земля, обещанная Яхве Аврааму, включает в себя всю территорию от Нила до Евфрата: « В тот день заключил Яхве завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Бытие 15:18). Это владение соответствует всем территориям, завоёванным амореями на протяжении второго тысячелетия до н.э.".

19 мая 2025

Амореи.

Ниссим Амзаллах в своей монографии "Яхве и происхождение Древнего Израиля. Выводы из археологических данных" (Университет имени Бен-Гуриона в Негеве, Израиль) рассказывает следующую историю.

Сначала Южный Левант пережил волну урбанизации (урбанизм раннего бронзового века ок. 3600–2000 гг. до н. э.). 

Затем, с девятнадцатого века до н.э., начинается строительство нового типа "крепкостенных" святилищ, либо внутри самих городов, как в Угарите, либо рядом с городами, как в Хацоре [1]. После этого урбанизация в Леванте прекращается и постепенно сходит на нет. Какое же может быть развитие, если у тебя в боку поселилась раковая опухоль?

Что касается новых святилищ, то они имели толстые каменные стены, поддерживающие возвышенную башню. Если они также использовались как сторожевые башни, как это обычно предполагается, эти святилища совмещали религиозные и военные функции, что определяет их как храмы-мигдали (крепости).

Строительство храмов типа мигдаль не ограничивалось Южным Левантом в начале второго тысячелетия до н. э. Подобная реальность была засвидетельствована в Северном Леванте (например, Алалах, Угарит). Прототипы этого сооружения были обнаружены в Мари и Эбле, что позволяет предположить, что Северная Сирия была родиной этого архитектурного новшества. Это наблюдение указывает на северосирийское влияние  в Южном Леванте. Похожая тенденция, наблюдаемая в Анатолии, показывает обширное северосирийское влияние на Ближний Восток в начале второго тысячелетия до н. э., создающее койне посредством распространения новых культурных и общественных ценностей. Эта новая элита, распространившаяся по всему Древнему Ближнему Востоку, называется «амореи».

Идея массовой миграции амореев в Южный Левант отстаивалась в прошлом. Однако сценарий уничтожения предыдущей цивилизации ордами амореев был позже поставлен под сомнение доказательствами культурной преемственности во многих местах. Амореи не уничтожили ни местную культуру, ни коренной народ. Скорее, кажется, что небольшие группы амореев поселились в Южном Леванте в среднем бронзовом веке. Некоторые из них стали политической и религиозной элитой, правящей коренным населением. Именно эти лидеры строили повсюду храмы-крепости.

Война Баала со змеем.

Ниссим Амзаллаг в своей монографии "Яхве и происхождение Древнего Израиля" говорит, что "конфликт бога бури со змеем — тема, которая проходит через всё аморейское койне. Печати из Анатолии, Верхней Сирии и Месопотамии, датируемые началом второго тысячелетия до н. э., изображают бога бури, покоряющего мифического змея и убивающего его копьём. Например, на печати из Канеша изображён бог бури, держащий двух покорённых змей за головы ( рисунок 1.3A ). Другая печать представляет копьё бога бури, достигающее головы змеи и убивающее её ( рисунок 1.3B ). В Анатолии бог бури также побеждает змею копьём, занесённым над её головой".

1.3 Оттиск анатолийской печати, изображающий Хадду/Тешшуба и змей. 1A: печать из Канеша/Культепе, уровень II (ок. 1920–1840 гг. до н. э.); 1B: печать из Айдина (Северная Сирия, ок. 1800–1700 гг. до н. э.).

И далее автор приводит много примеров того, как почитался образ змеи в обществах Ближнего Востока до вторжения амореев. Я здесь приведу лишь несколько.

"В Египте змея особенно часто встречается в иконографии Древнего царства. Урей тесно связан с царством и святостью, а амулеты, представляющие его, демонстрируют его широко распространённые защитные функции. Кобра была неотъемлемым атрибутом Уаджет, самой ранней покровительницы городов Нижнего Египта и богини, которая защищала царей.

Те же самые положительные коннотации характеризуют месопотамскую глиптику третьего тысячелетия до н. э. Примерно в 95 процентах её изображений змея демонстрирует положительные и дружественные коннотации.

Змея и танцоры на печати из Саара, ранняя культура Дильмун.

18 мая 2025

О меритократии.

«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нём правят худшие», - сказал Иван Ильин.

Да, я согласен с этим заявлением, но, сказав "А", Ильин должен был бы сказать и "Б", то есть кого он имеет в виду, сказав о "лучших" представителях рода человеческого. Платон выразился на сей счёт более определённо. "В идеальном государстве править должны лучшие, то есть философы". 

Ладно, допустим, философы. Но, спрашивается, какие философы? Философы ведь всякие-разные бывают. Наряду с самим Платоном и его учителем Сократом, в классической Греции были и Фалес Милетский, и Диоген Синопский, и Гераклит Эфесский, и Пифагор, и Демокрит, и Эпикур... По подсчётам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений. Представители какого из этих учений должны были править в идеальном государстве Платона? Кто из них "лучшие"?

Очевидно, Диоген Синопский считал себя самым лучшим философом в Греции. Но другие философы так не думали; иначе они все пришли бы к Диогену и стали слушать его речи. Мы видим, что среди самих философов не было согласия и они спорили между собой. Об этом свидетельствует фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» (1511). На ней изображены Платон и Аристотель, которые представляют две школы философии. Платон указывает на небо, а Аристотель простирает руку к земле. Платон говорит, что всё самое важное на небе, в мире идей; Аристотель не соглашается с ним, на небе ничего нет кроме облаков.


Двое есть, а где же третий?


Типичное сооружение ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе представляет собой круг стоящих столбов, построенных из камней высотой до 20 футов (6,1 метра). В центре каждого круга есть два массивных Т-образных столба.

Эти столбы напоминают мне про «Яхин» (Иахин) и «Воаз» (Боаз) — два медных, латунных или бронзовых столба, которые, согласно Библии, стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме. Яхин был правым (белым) и южным столбом, Воаз — левым (чёрным), северным.

  
 

Еврейские пастухи не могли ничего построить кроме шатров. Поэтому их вождь, Соломон, обратился к Хираму, царю финикийского города Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам Абифф, плотников и других ремесленников. Как я уже говорил, Хирам построил в Иерусалиме типично финикийский храм.

17 мая 2025

О происхождении богов патриархата.

Жан Прилузский в своей лекции "Истоки и развитие культа Богини-Матери" говорит, что с наступлением патриархата с Великой Богиней происходят метаморфозы: сначала она вступает в союз с богом неба; позднее она становится андрогином, и наконец, превращается в бога-мужчину.

И далее Жан Прилузский приводит примеры этих метаморфоз:

"В Иране, до времени Ахеменидов, Великая Богиня считалась паредрой небесного бога, и в этом качестве Геродот называет её Уранией. К этому времени можно также говорить о совместном правлении великого иранского бога и великой доиранской богини. В другой религиозной системе, в зурванизме, Зерван приравнивался к небу — он породил близнецов, одного светлого, другого тёмного, Ормузда и Ахримана. Зерван, тем самым, не является богом-отцом или богиней-матерью в прямом смысле. Он — в то же время и отец, и мать, гермафродит. Эта необычная фигура, возможно, связывает оба представления — о боге-отце, принадлежащем индо-европейским народам, и о богине-матери, которая, безусловно, предшествовала вторжению индо-европейцев в Иран.

Схожее слияние возникает в Индии с ведического периода. В Ригведе Дьяус, воплощение неба, в общем является мужским божеством и богом-отцом, подобным Зевсу и Юпитеру, которым он соответствует. Но до этих пор небо и землю называли богинями-матерями, и слово Дьяус нередко было женского рода. И кроме того, начиная с ведической эпохи, Сурья, имя солнца, могло обозначать как бога, так и богиню. В древнейшей буддистской мифологии богиня носит имя Варуна, что означает, что она была паредрой небесного бога, как и Урания в Иране.

«Дети подземелья».

Испанские учёные проанализировали 124 отпечатка рук из восьми пещер с палеолитическим искусством на Пиренейском полуострове. Они определили, что примерно 15% красочных следов на стенах создали дети до 12 лет, а оставшуюся часть — подростки и взрослые.

Особенно много детских отпечатков найдено в пещере Фуэнте-дель-Салин: до 27% ладошек оценены как детские (3–9 лет), а до 9% — как младенческие. В пещере Ла Гарма 9,5% крошечных ладошек оцениваются как оставленные младенцами. При этом едва ли сами младенцы наносили краску с помощью тростинки, скорее всего, им помогали взрослые.

Группа археологов из Тель-Авивского университета предложила новую гипотезу, объясняющую давнюю загадку: почему древние люди приводили очень маленьких детей глубоко в пещеры, через тёмные и опасные проходы? Их ответ: потому что в доисторических обществах дети считались посредниками между физическим и духовным мирами, а пещеры были священными пространствами с порталами, которые позволяли контактировать со сверхъестественными или иномирными существами.

«Рядом со многими наскальными рисунками есть явные доказательства присутствия детей в возрасте от двух лет», — пояснили исследователи в пресс-релизе . «До сих пор большинство гипотез были сосредоточены на образовательном аспекте — изучении традиций и обычаев общины. Однако мы считаем, что дети также играли уникальную культурную роль в этих пещерах: маленьким детям приписывались особые качества в духовном мире, позволяющие им общаться с сущностями из потустороннего мира, которые, как считалось, были доступны в глубине пещер».

16 мая 2025

Поза эмбриона.

"Во многих частях Азии находили следы очень древнего способа захоронения: тело было уложено в позу эмбриона и закопано в землю в большом сосуде. Сосуды, в которых располагались тела мёртвых для погребения, символизировали лоно Матери-Земли; этот символ отражает очень распространённые представления: Богиня, дающая мёртвым новое рождение в своём теле, является никем иным как Матерью-Землёй, в которой ждёт своего восхождения каждое семя. Сходство между расположением мертвецов в могиле и сном зерна, которое покоится зимой в земле, чтобы взрасти весной, бросается в глаза" (Цит. по: Жан Прилузский. "Истоки и развитие культа Богини-Матери").

A pit burial in Çatalhöyük

Стало быть, все подобного рода захоронения следует квалифицировать как маркеры древних матриархальных обществ. Ну, или, по крайней мере, как свидетельства веры погребённых в регенерацию через чрево Богини-Матери.

Исторические метаморфозы одного сиканского святилища.

Известно, что на Сицилии, на горе Ерикс (ныне Монте-Эриче) на высоте почти 800 метров — великолепном ландшафте, откуда в хорошую погоду видно побережье Африки — находился храм посвящённый богине, которая была известна на западе под именем Венеры Эрикской (лат.  Veneris Erycinae).

"Как отмечают исследователи, прослеживается несколько «археологических слоёв» культа Венеры из Эрикса, включающий сиканский, финикийский, греческий и пунийский элементы. Ради справедливости следует отметить, что святилище находилось даже не на территории проживания сиканов, а принадлежало ареалу распространения элимов, одного из трёх древнейших народов Сицилии", - говорит В. А. Квашнин в статье "Зачем римлянам
была нужна Венера Эруцина?"


По одной из версий, элимы были беженцами из павшей Трои. По-видимому, они появились на Сицилии не раньше конца II тысячелетия до н. э. Они нашли гору вполне подходящей для основания своего нового поселения (Источник). Вполне возможно, что элимы просто тупо "отжали" древнее святилище у местных сиканов, вместе с храмовами служительницами. 

С началом греческой колонизации в VIII–VII вв. до н. э. по соседству с территорией проживания элимов появляются греческие полисы, результатом чего становится их эллинизация. Одновременно элимы испытывают влияние со стороны колоний, основанных Карфагеном, чьё культурное влияние также не следует недооценивать. На долгое время Эрикс стал одним из мест поклонения финикийско-пунийской Астарты и идентифицированной с ней греческой Афродиты. Как отмечает Ж. Дюмезиль, Афродита из Эрикса была синкретичным божеством, в котором семитские элементы были перемешаны с греческими, причем аспект фертильности и телесных наслаждений был преобладающим.

15 мая 2025

Анти-мистерия.

 

Персей с головой горгоны Медузы. Это скульптура Бенвенуто Челлини XVI века.

Я только сегодня обратил внимание на потрясающее сходство отрубленной головы Медузы и головы Персея. Ужас! 

Сакрально то, что необычно?

В Тафугальте на северо-востоке Марокко, в пещере Grotte des Pigeons, которая считается старейшим кладбищем Северной Африки, обнаружено не менее 34 скелетов иберомавров, относящихся к позднему  каменному веку  (примерно 15 000 лет назад). Вместе с иберомаврами археологи обнаружили эфедру (Ephedra altissima). Исследователи интерпретировали наличие эфедры на месте захоронения как доказательство того, что это растение играло важную роль во время погребальных обрядов. 

Видимо, ещё в незапамятные времена из её побегов научились получать чистый алкалоид эфедрин, который, являясь стимулятором, сильно разгоняет химические процессы в организме, повышает температуру тела и вызывает эйфорию.

Кстати, имеется мнение, что древние арии использовали именно эфедру для приготовления священного напитка, сомы (или хаомы).

Хотя, существует много иных мнений, вплоть до самых экстравагантных. " Например, churimova говорит: "Сома, на мой взгляд - это мужская сперма... только она подходит под противоречивые свойства приписываемые ей исследователями: семя, из которого произрастает жизнь, отчего её принимают за что-то растительного происхождения; удовольствие, получаемое при её излиянии, отчего её принимают за некий наркотик; то, что она получается в результате "пахтания" - толчения песта (Лингама) в ступе (Йони)... и если принять эту мою гипотезу, то многие загадки сущности сомы начнут проясняться..." (Источник).

Мак в матриархальных культах.

Мария Лаура Леоне в статье "Даунийский опиум и концепции, раскрытые на изображениях" сообщает:

"Опиум содержит около 40 алкалоидов, как психоактивных, так и непсихоактивных, с медицинским применением, выходящим за рамки наркотических, анестезирующих и вяжущих свойств. Однако приятные эффекты, которые всегда привлекали человечество, связаны с морфином, вызывающим «лёгкую эйфорию и приятные галлюцинации». Также имеются свидетельства его ритуального использования, относящегося к временам неолита. Многочисленные семена вида, находящегося на полпути между диким маком (Papaver setigerum) и одомашненным сортом мака снотворного, были найдены в прибрежной деревне Ла Мармотта (озеро Браччано, Сабация, Рим), обугленные внутри камеры, предназначенной для религиозных обрядов, вместе с фигуркой "венеры", напоминающей палеолитические образцы. Их калиброванная датировка является самой старой обнаруженной на данный момент (7600/7150 лет назад). 

К сожалению, опиум вызывает привыкание и может быть смертельным в больших дозах, — факторы, которые способствовали его двойной ассоциации со сном и смертью. В прошлом он также играл роль в медицинских контекстах и ​​погребальной идеологии и был приписан различным божествам, таким как Деметра или анонимная "богиня из Гази" (1300-1250 гг. до н. э., Музей Ираклиона, Крит). Эта богиня или верховная жрица изображена с благословляющими руками и увенчана тремя капсулами опиумного мака, что, возможно, предполагает инкубацию и лечебный сон".  

Фигурка «богини мака» из святилища в Гази, Крит
Рисунок золотого кольца, найденного в Микенах, на котором изображена сидящая богиня с тремя коробочками мака

14 мая 2025

Нерукотворная икона в пещере Шове.

В пещере Шове скальная структура очерчивает гигантскую антропоморфную голову в профиль, со лбом, линией головы (с волосами или капюшоном), глазом, носом и подбородком. 



Общая панорама шествия зверей в пещере Шове. Слева от "нерукотворной иконы" можно заметить расселину, глубокое узкое углубление, которое похоже на женскую вульву.


Чуть левее от "вульвы" можно заметить гигантское антропоморфное лицо с глазами совы.

-

Похоже на череп с глазницами и ротовым отверстием.

И — получается, — что звери не "просто так" идут, но они проходят своеобразный ритуал перерождения (регенерации). Все они проходят под ликом "нерукотворной иконы", попадая затем в "чёрную дыру" вульвы и приобщаясь к миру предков (совиноглазость черепа можно истолковать как мудрость; очевидно, мёртвых вопрошали и получали от них ответы), а затем они выходят из трещины на другой стене. 

О женских практиках ИСС в древней Даунии.

Мария Лаура Леоне в статье "ЖЕНЩИНА ДРЕВНЕЙ ДАУНИИ (АПУЛИЯ, ИТАЛИЯ): СООБРАЖЕНИЯ, ВЫВОДИМЫЕ ИЗ СТЕЛ, ИСТОЧНИКОВ И КЕРАМИКИ" пишет о древней Даунии, области на территории Италии, между VIII - VI веками до н. э.

Географическая область древней Даунии.

Она обращает внимание на местные горшки в стиле олла [1].

Типичный даунийский горшок олла с зооморфной протомой, форма которой напоминает коробочку опиумного мака. Коллекция Чечи Макрини, Андрия, пятый век до н. э.

А вот ещё одно изображение. Слева мы видим женщин, несущих на голове керамические изделия в форме оллы. При этом их волосы завязаны в хвост, в который вплетена маковая коробочка. Справа зелёная коробочка снотворного мака.

13 мая 2025

О сознании.


"На этой томограмме мы видим срезы головы человека, на которых нет одного полушария. И не было никогда: оно просто не развилось. При этом человек отличался абсолютно нормальным неврологическим статусом, отслужил в армии, имел семью и детей, дожил до пенсии" (Источник). 

А здесь ещё чудесатее: "в 2007 году во Франции врачи обнаружили «недостаток мозга» при обращении, на первый взгляд, обычного пациента 44 лет, который жаловался всего лишь на лёгкую слабость в левой ноге. После того, как исключили повреждения спинного мозга и иные проблемы, на томограмме врачи обнаружили, что череп заполнен жидкостью, а остался «в живых» лишь тонкий наружный слой ткани, не более 10% коры головного мозга. При этом пациент не был умственно отсталым — у него отмечался довольно низкий IQ в 75 баллов (что в пределах нормы), но, тем не менее, он успешно работал служащим. А также женился — сейчас у него двое детей. Оказывается, и без 90% мозга можно жить и быть почти нормальным человеком" (Источник).

Этот случай, опубликованный в журнале The Lancet, заставил учёных задуматься, что же такое сознание (или его «центр», «основа») с биологической точки зрения.

Я, на сей счёт, высказывал свои мысли и сравнивал тело человека с медным проводником электрического тока. Подобно электротоку, сознание может быть различной степени "напряжения"  от 12 вольт до 10 кВ. Сознание подобно электрическому полю; мы всегда носим его с собой, но никогда не видим. Только иногда зимой, когда прикасаемся пальцем к металлической поверхности, слышим треск электрического разряда и резко отдёргиваем руку, потому что это больно.

Можно ещё сравнить сознание с аурой человека, хотя это слово — "аура" — ныне выглядит как старая лампа, засиженная "мухами" эзотерики.

Я также приводил сравнение сознания со снежной бабой и с воздухом внутри воздушного шарика. Очевидно, воздушный шарик (то есть тело человеческое) может существовать как в "надутом" состоянии, с сознанием, так в "сдутом" состоянии, без сознания. Каждая снежная баба уникальна своим неповторимым набором осенних листочков и собачьих какашек, которые попадают внутрь снежного кома, когда дети катают снежки по земле. Кажется, это то, что называется личностью.

Под углом зрения феминистки.

"Женщины являются базовым источником власти. Мы властны над созданием людей, а значит – над всем человечеством.

Человеческий род выжил благодаря нашим древним прародительницам, которые защищали потомство и племя, ставили на ноги новых людей, наставляли, мудро распределяли ресурсы. Женщины – прирождённые управленицы, ведь потомство плохих управлениц зачастую не выживало. Осознание ценности человеческой жизни и заинтересованность в гуманном и оптимальном развитии общества – общеженский опыт. И теперь мы с трудом находим в забытых архивах материалы о женских цивилизациях и наших великих предшественницах.

Разумеется, мужчины захотели власти над женским телами и над создаваемыми женщинами детьми. Они захотели символически присвоить женский базовый ресурс воспроизводства людей и сделали это через патриархатный институт отцовства, присваивающий отцам материнские роли и полномочия.

Провернуть с благоразумными и влиятельными женщинами подобное они бы не смогли. Потому вся патриархальная культура направлена на то, чтобы сделать из женщины зависимое от мужчины ничтожество. Но при этом оставить на женщин материнскую ответственность, потому что мужчины не хотят этого бремени. Они хотят власти через присвоение детей женщин, но никак не бремени.

12 мая 2025

Государство и патриархат

Анджела Сайни говорит, что "история патриархата, каким мы его знаем, начинается лишь в эпоху ранней государственности, и связана она не с «естественной» динамикой ролей в семье, а с интересами политических элит первых государств. Первые явные признаки неравенства между мужчинами и женщинами появляются лишь в первых государствах древней Месопотамии, региона вокруг рек Тигр и Евфрат на территории современного Ирака, Сирии и Турции. Элита в этих обществах нуждалась в людях, способных производить добавочный продукт, а также в тех, кто будет готов защищать государство, отдать свою жизнь во время войны — то есть была заинтересована в увеличении населения. Это, в свою очередь, приводило к давлению на семьи. Ожидалось, что со временем молодые женщины сосредоточатся на рождении всё большего и большего количества детей, особенно сыновей, которые вырастут и пойдут на войну. Как доказала Герда Лернер, по письменным источникам того времени можно проследить, как женщины постепенно вытеснялись из публичного мира престижного труда и лидерства в частную семейную сферу, где их уделом было материнство и домашний труд. В сочетании с практикой патрилокальных браков (дочери покидают родной дом, чтобы жить с семьями своих мужей) это сделало женщин уязвимыми для эксплуатации и жестокого обращения. Со временем брак превратился в жёсткий правовой институт, рассматривавший женщин как собственность мужей наряду с детьми и рабами. Получается, что патриархат берёт начало не в семейной власти, а в государственной. Политические элиты диктовали свою волю семьям, и люди больше не жили для себя и своих близких: они стали жить интересами патриархального государства". Источник.

Вышло почти по-Маяковскому: «Патриархат и государство — близнецы-братья. Мы говорим — патриархат, подразумеваем — государство, мы говорим — государство, подразумеваем — патриархат».

Мегалиты Иберии.

Ранее я высказывал своё предположение о том, что дольмены на Западном Кавказе могли быть построены местными пастухами. И вот, читая монографию Катины Т. Лиллиос "Археология Пиренейского полуострова", я обнаружил, что не мне одному пришла на ум такая мысль.

В эпоху раннего неолита умерших хоронили в основном поодиночке в ямах в пещерах или на открытых поселениях, хотя таких мест известно немного. Начиная с последней трети пятого тысячелетия до н. э., мегалиты начали строить для умерших. В то время, когда некоторые группы хоронили своих умерших в пещерах и скальных убежищах, таких как в Алгар-ду-Бом-Санту, другие начали строить мегалиты для своих умерших. 

Первые мегалиты представляли собой отдельно стоящие камни, известные как менгиры, 

Менгиры в Португалии
Менгиры в Португалии

и мегакаменные ограждения или каменные круги, иногда называемые кромлехами. 

Из-за сильной засухи на юге Испании, недалеко от провинции Уэльва, недавно был обнаружен замечательный мегалитический памятник 7000-летней давности, на протяжении веков скрытый под водой.

11 мая 2025

М. А. Энгельгардт про веддов Шри-Ланки.

М. А. Энгельгардт говорит: 

"Господствующий взгляд на историю цивилизации можно сформулировать так: «цивилизация превратила хищного зверя в человека». Из сотни читателей девяносто девять (а может быть и все сто) подпишутся под этой формулой обеими руками.

Противоположную формулу: «цивилизация превратила человека в хищного зверя» — огромное большинство публики назовёт парадоксом".

"Однако, - далее пишет автор, - ни для кого не является секретом, что история цивилизации — история непрерывных войн;

Михаил Ромадин. "Битва". 1975–1976 годы.

в войнах одолевает наиболее деспотическая и наиболее обеспеченная рабьим трудом организация; таким образом, война, деспотизм и рабство являются тремя основными факторами, созидающими и подвигающими вперёд цивилизацию. Под влиянием этих факторов создаются и развиваются жестокость, мстительность, властолюбие. Иными словами, цивилизация наделила .человека обширной группой новых, приобретённых чувств и доставила ему множество новых, дотоле неведомых, наслаждений и удовольствий, забав и развлечений: наслаждение убийством, разрушением, уничтожением; наслаждение местью, истязанием детей, зрелищами казни, пытки, драки; наслаждение властью, угнетением, страхом и трепетом окружающих, скручиванием в бараний рог подчинённых.

О пещере Тито Бустильо.

На северном побережье Испании в 1968 году спелеологи обнаружили известняковую пещеру с огромным количеством наскальных рисунков. Позднее она получила название Тито Бустильо, в честь одного из членов команды, погибшего вскоре после её обнаружения.

Пещера Тито Бустильо имеет длину порядка 500 метров. В дальнем восточном конце главной галереи находится ниша, настенные украшения которой, как полагают учёные, представляют собой женские гениталии.

Комната вульв.

Эти изображения похожи на следы коровы на земле.

Следы коровы на земле.

Хотя, наверно, больше похожи на отпечатки лошадиного копыта.

Копыто лошади.