1. Каждый
развлекает как может среди мировой
пустоты сам себя и тоскующую публику
смертников, терпеливо дожидающуюся
неминуемой — амнистий абсолютно не
бывает — смерти (Людвиг Витгенштейн).
Это прямо обо мне.
2. Всякий,
кто пытается выйти из общего стада,
становится общественным врагом. Почему,
скажите на милость? (Франческо Петрарка).
 |
Игорь Симонов. Это мы, Господи. 1989 г. |
3. Одиночество
заключается вовсе не в том, что никого
нет рядом. Суть его в невозможности
донести до других то, что тебе представляется
важным, или в отсутствии единомышленников.
Знающий больше других, всегда остаётся
одиноким. Тем не менее, одиночество
вовсе не исключает общения, ибо никто
так не нуждается в общении, как одинокий
человек. Причем общение приносит плоды
именно там, где каждый помнит о своей
индивидуальности, не идентифицируя
себя с другими (Карл
Густав Юнг).
4. Человек,
не испытавший горячего увлечения
литературой, поэзией, музыкой, живописью,
не прошедший через эту эмоциональную
выучку, навсегда останется душевным
уродом, как бы ни преуспевал он в науке
и технике. При первом же знакомстве с
такими людьми я всегда замечаю их
страшный изъян — убожество их психики,
их «тупосердие» (по выражению Герцена).
Невозможно стать истинно культурным
человеком, не пережив эстетического
восхищения искусством. У того, кто не
пережил этих возвышенных чувств, и лицо
другое, и самый звук его голоса другой (Корней
Чуковский).
Как беспощаден детский писатель к современным детям, не читающим книг!
5. Нескончаемые
сериалы, один тупее другого, пошлая
эстрада, похотливые или агрессивные
фильмы, аккуратно воздействуя на
подсознание, культивируют дух эгоизма
и насилия. Нормальный
человек за короткий промежуток времени
превращается в беспринципное животное,
ведущее абсолютно бессмысленную жизнь (Сергей
Капица).
6. В
восторженном состоянии человек в силах
сделать то, что иначе прямо невозможно.
Страсти творят чудеса, то есть действия,
которые превышают силы органа в обычном,
бесстрастном состоянии (Людвиг
Фейербах).
Да, это так, но страсть может ведь повернуть человека и в противоположную сторону: "Влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за неё собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдёт и украдёт; будучи кроток - зарежет, будучи верен - изменит" (Фёдор Достоевский).
7. Наиболее ценные в человеке качества, собственно и делающие его человеком, нередко пробуждаются в суровой атмосфере, на грани нужды и несправедливости, в обстановке, которая бросает человеку вызов, подвергает его духовному испытанию. Однако эти качества почти неизбежно угасают, когда человеческому животному обеспечены максимально удобная, безопасная жизнь и равная доля благоденствия и счастья, пристойного стадному животному (Юлиус Эвола. «Люди и руины»).
Вот ведь парадокс: общество благоденствия, само того не желая, взращивает скотов, своих могильщиков. Тут есть о чём задуматься, применительно к древним матриархальным обществам.
8. «Я
не встречал ни одного чиновника, который
хоть немножко понимал бы значение своей
работы: обыкновенно он сидит в столице
или губернском городе, сочиняет бумаги
и посылает их в Змиев и Сморгонь для
исполнения. А кого эти бумаги лишат
свободы движения в Змиеве и Сморгони,
- об этом чиновник думает так же мало,
как атеист о мучениях ада» (А.
П. Чехов).
9. Если Ницше говорил: «В XIX веке Бог умер»,
— то я говорю: «В XX веке человек
умер» (Э. Фромм).
Тогда, надо полагать, в XXI веке — Замогилье?
10. «Законы — словно паутина: ловят малых тварей, но большие легко прорываются» (Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», I век н.э.).