"Первичный тип государства — военный тип; другого способа возникновения государств, кроме войны, не было. <...>
В борьбе военных типов одерживал верх наиболее крепко скованный, т. е. наиболее проникнутый деспотизмом (в форме той или другой общественной иерархии) и наиболее обеспеченный рабами, за счёт которых правящие классы культивировали свои военные доблести. Этот процесс развития как нельзя лучше выяснен Спенсером, а любая история культуры или учебник всемирной истории иллюстрирует его.
Война между мелкими племенами создаёт более крупные агрегаты, которые продолжают взаимную грызню, пока не сформируется одно, два, три, десяток прочных, крепко связанных государств, — эти рано или поздно гибнуть под натиском нового роя мелких племён, среди которых возобновляется та же история.
Сотня скорпионов глотает друг друга, жиреет, раздувается, растёт; наконец, остаётся один, заглотивший всех остальных, чудовищный, осовевший, отяжелевший; откуда ни возьмись, врывается новая орава, разрывает его на клочки, затем обращается друг против друга: вот история всех народов и государств, созидавших и двигавших вперёд цивилизацию". <...>
"Мы уже знаем первый и капитальнейший результат войны, явившийся как бы программой или ключом вcero дальнейшего развития культуры. Повсюду, по всей земле, первобытный братский режим, первобытное племя-община выродились в деспотическую организацию под влиянием войны, «приучившей гнуться перед вождём, сначала временным, потом наследственным, и имевшей непосредственными последствиями рабство пленных, а затем и возникновение собственности, всё более и более эгоистической», — словом, положившей начало «общественной дифференциации»: тирании roспод и страданиям рабов, самодурству аристократии и раболепию массы, алчности богачей и зависти бедняков.