15 июня 2025

Парадокс соития.

Ю. Эвола, при написании своей книги "Метафизика секса", жаловался на то, что "... поиск материала [для исследования] труден. Например, почти нигде не описан оргазм как таковой, то есть "акме" соития. Литература молчит. <...> Чтобы собирать материал, так сказать, напрямую, существуют две трудности: субъективная и объективная. Субъективная — в том, что не только с иностранцами, но и со своими же соотечественниками мужского или женского пола не принято, да и не любят они, не хотят искренне рассказывать о том, что испытывают в наиболее острые моменты телесной интимности. Вторая же — объективная — состоит в том, что в "пиковом", напряжённом состоянии центры нашего организма, ответственные за восприятие, слишком увлечены происходящим, тем самым лишая нас возможности вспомнить испытанное, в том числе даже просто разговоры, даже что-то совсем необычайное. Можно даже сказать, что экстатическое акме сексуальности предполагает некий провал, более или менее глубокий, в сознании влюблённых".

Да, это очень интересно... 

С одной стороны, "акме" соития можно истолковать как некое таинство, а таинство не подлежит огласке. 


С другой стороны, находясь в "пиковом" состоянии соития, человек либо мычит, либо молчит, - и молчание, и мычание уподобляет его скотам неразумным. Потому что человек отличается от животных наличием языка как системы символов; человек говорит, а корова мычит. Странное дело: иной человек годами выстраивает линию своего поведения, финальным аккордом которого должно прозвучать нечленораздельное мычание в постели. И это называется "счастьем"... "Несчастные", то есть обладающие даром речи, завидуют "счастливым", то есть потерявшим дар речи...

Об "иноприродности" государства.

Этнос в чистом виде представляет собой эгалитарную общину, то, что Р. Рэдфилд (1897— 958) называл «folk society», где все отношения (как внутри общества, так и с внешним миром) персонифицированы, а любые формы вертикальной дифференциации отсутствуют. Но, - говорит Дугин, - балты в исторической ретроспективе не видятся как этнос (однородное общество без строгой вертикали); подобно всем индоевропейцам, они имеют патриархальную "вертикаль власти". Единство этноса балтов, - добавлю я от себя, - разбито по линии государства на "истинных арийцев" и "унтерменшей", то есть на "элиту" и "подданных".

И далее Дугин замечает, что балтийское крестьянство оставалось всё время "более или менее однородной общиной, живущей в условиях равноправия и равновесия". То есть, в своей среде, в собственной оптике, крестьянство имело тенденцию к восстановлению первобытной эгалитарной общины, к возрождению "Чатал-Хююка". Крестьяне сознавали и признавали, что они "находятся внизу вертикальной иерархии, но для самих крестьян мир (и общество) устроен иначе — в нём преобладает закон равновесия и гармонии, где сами высшие касты относятся к области «потустороннего»— у балтов «кривого», к сфере духов и предков, которым надо приносить жертвы. Именно как жертву «проклятой части» воспринимают они поборы аристократии (включая жрецов и позднее церковную десятину) или государственные налоги".

По мере усиления Литвы и превращения ее в могущественную державу разрыв между народом и этносом увеличивается. Элита христианизируется, теряет свою балтскую идентичность, в то время как крестьянство упорно держится за язычество. Дугин подчёркивает, что "литовское начало было бережно сохранено литовским крестьянством". Элита и крестьянство двигались в противоположном направлении, и в конце концов у литовцев обозначились две разных "родины". 

"Литовская аристократия, в отличие от литовского крестьянства, крепко державшегося за язык, культуру и идентичность, активно вступала в контакты с западнорусским и польским дворянством, довольно легко переходя на польский или русский язык, что часто сопровождало принятие католичества или православия. Для литовских князей, бояр и дворян родиной было государство, а кем конкретно были их подданные—литовцами, русскими или полякам и — с точки зрения сарматской (шляхетской) идеологии большого значения не имело".

Оба-на! Для этиты родиной является государство, - искусственный конструкт, внутри которого (и за счёт которого) она живёт. Для крестьянства же родиной является земля, на которой оно живёт. Лучше и не скажешь об "иноприродности" государства, его "инаковости" по отношению к этносу. 

Матриархальные мотивы в мифологии балтов.

А. Дугин в своей монографии "Неславянские горизонты Восточной Европы: песнь упыря и голос глубин" (М.: Академический проект, 2018) говорит, что "в балтийской мифологии мы видим довольно отчётливо следы палеоевропейского матриархата, хотя в целом основные сюжеты и линии носят отчётливо патриархальный и индоевропейский характер".

Ну, если там и есть какие-то следы, то они подобны "седьмой воде на киселе". Очень трудно рассмотреть следы палеоевропейского матриархата в культуре воинственных пруссов, пантеон которых состоял целиком из одних мужских божеств. Верно замечает Дугин, что "мы можем говорить о «балтийском матриархате» как об условной дедуктивной реконструкции, причём условной ещё в большей степени, нежели в случае «славянского матриархата» (по теории Э. Гаспарини)". 

Тем не менее: "для балтийских крестьян было характерно почитание божества Матери-Земли — у литовцев Жемины (Zemyna), у латышей Земес-мате (Zemes mate)".

Я уже высказывал своё мнение о том, что образ Матери-Земли является довольно поздним патриархальным конструктом; в нём нет ничего палеоевропейского. 

"Гипохтонический аспект Великой Матери представлен у латышей образом Богини мёртвых — Велю-мате, которая выступает психопомпом, проводя души в загробный мир (вели, латышское velu — душа), но никакими особенно зловещими чертами это божество не наделено.

Ещё в XVIII веке литовцы приносили дары матери-земле (Zemyna) после рождения ребёнка. По утрам и вечерам следовало целовать землю. Подношения земле: мёд, хлеб, зерно, травы или ржаной сноп — закапывали, раскладывали перед камнями, прикрепляли к деревьям или бросали в море, реки, озёра и источники. Как следует из описаний XVIII века, в деревнях не было праздников, в которых бы не восхвалялась богиня земли — Zemyna.

Антропоморфический образ земли неопредёлен <...> Функции земли распределялись между отдельными низшими божествами"... и духами, - добавлю я от себя. - "Дух зерна прятался во ржи или на других полях, где росло зерно. Верили, что он остаётся в последнем сжатом снопе. Обычно литовцы придавали этому снопу форму женщины. До наших дней он зовётся rugiц boba— «ржаная баба».

Здесь важно обратить внимание на представление о том, что люди растут из земли и что последний сноп, игравший важную роль в земледельческой сакральности, связан с женским началом — «ржаная баба». Эти детали указывают на сохранение палеоевропейских традиций Великой Матери, связанных с женской обработкой земли", - пишет Дугин.

14 июня 2025

У истоков пивоварения.

"Пивоварением в Древней Месопотамии занимались преимущественно женщины, они же заведовали и тавернами. Даже в «небесных сферах» хозяйкой «божественной таверны» (sa-bi-tum) была богиня Сидури, «что живёт у пучины моря». В «Законах царя Хаммурапи» содержатся древнейшие из сохранившихся законодательных актов о пиве — с этим напитком связаны два закона, из которых следует, что пивоварением и продажей пива занимаются исключительно женщины:

§ 108. Если хозяйка таверны (šal-geštin-na) не принимала зерно в качестве платы за пиво (šikarim), или принимала серебро большой гирей, или уменьшала отношение стоимости пива (šikarim) к зерну, то эту хозяйку таверны должно изобличить и бросить её в воду.

§ 111. Если хозяйка таверны (šal-geštin-na) дала в долг 60 ка пива (šikarim), то во время сбора урожая она может получить 50 ка зерна" (Источник).

"В Древнем Египте пивоварение рассматривалось как домашнее занятие и выполнялось в основном женщинами. Скульптуры, резьба и другие формы искусства в основном изображают женщин, занимающихся пивоварением, согласно «Истории пива и пивоварения» Яна С. Хорнси" (Источник).

В некоторых районах Южной Америки чича, или кукурузное пиво, варилось женщинами из элиты общества инков.

«Женщины варили и продавали большую часть эля, который пили в Англии», - пишет Джудит М. Беннетт в своей книге «Эль, пиво и пивовары в Англии». Хозяйками пабов (эльхаусов) тоже были преимущественно женщины.

Есть также записи начала XIII века о том, что женщины управляли тавернами и пивоварнями в Дании, Голландии и Германии.

Женщины варили пиво в основном у себя дома, на кухнях, и, если готовили больше напитка, чем могли выпить домочадцы, продавали излишки соседям и прохожим. Но когда в конце XVIII века в пивоварение пришёл технический прогресс и пиво стало производиться в больших масштабах, «у женщин не было бы ни денег, ни места, ни времени, чтобы заниматься пивоварением на постоянной основе», - говорит Тара Нурин, журналист-фрилансер и автор статьи о пиве и спиртных напитках для Forbes.

Я думаю, что всё это началось ещё с раннего неолита, с земледелия, с зерна. Женщины занимались зерновыми культурами, они готовили каши и похлёбки, и, между делом, варили пиво. Кстати, пиво оказалось важнейшим стимулятором для привлечения мужчин к сельскому хозяйству. И над воротами ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе висела надпись крупными буквами: "КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ПЬЁТ" (шутка).


Рассказ целительницы из ЮАР с моими комментами.

Сьюзен Кемпбелл в своей монографии "Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители" сообщает понемногу о современных целителях в ЮАР, в том числе о Кхумбулиле Мдлули. Кхумбулиле получила своё призвание к целительству в ранней юности. И это призвание очень сильно похоже на "шаманскую болезнь" у народов Сибири. Целительница рассказывает о себе:

"Предки начали призывать меня, когда мне было 12 лет [1]. Сейчас я практикую здесь, в Нтфоджени, уже 17 лет. Когда я была маленькой, мои родители не консультировались с целителями. Это началось со страданий [2]. У меня болел живот, эта боль не прекращалась даже ночью, когда я спала.

Однажды ночью мне приснилось, что пришёл большой человек с палкой [3]. Он бил меня [4]. Я ничего не почувствовала ни тогда, ни когда проснулась. После этого являлись предки. Мои близкие говорили мне, что я разговаривала на языке, который они не понимали [5]. Предки приходили, говорили через меня, и я танцевала. Когда это происходило, люди начинали говорить, что я сошла сума [6]. Они рассказывали мне, что я делала, но я не помнила ничего из этого.

В моих видениях эти предки дали мне новое имя. Я сказала своей семье, что моё новое имя — Принс Ламони Дламини. Оказалось, что это был один из наших пращуров. Я была напугана. Я не понимала, что происходит. Я шла в церковь и молилась, молилась, молилась. Я ходила в школу две недели в месяц, потом заболевала и сидела дома. В школе я могла вдруг потерять сознание, и меня отвозили в больницу. Врачи и сёстры ничем не могли помочь мне. Я приходила в себя и какое-то время чувствовала себя вполне хорошо. Эта 
болезнь была себе на уме. Она не реагировала на лекарства из больницы.

Болезнь и смятение продолжались годами. Учёба стала для меня борьбой, но я хотела закончить среднюю школу. 7 мая 1982 года я должна была сдавать экзамены, но явились предки. Они привели меня в то место, где я должна была проходить целительскую подготовку. Предки показали мне в видениях, куда мне следует отправиться. Я подробно описала это место своей сестре, и она отвезла меня туда. Мы поехали, и всё было точно так, как я говорила. Наставница ожидала моего приезда. Я проходила своё обучение недалеко от границы между Свазилендом и ЮАР в провинции Мананга.

Нас, учеников, было двенадцать человек — один мужчина и одиннадцать женщин [7]. Обучение было очень трудным. Мы не носили одежды выше пояса [8]. Мы не носили обуви, даже в зимние холода. Нам приходилось рано вставать, чтобы пахать землю, но пища, которую мы выращивали, предназначалась не нам [9]. Мы должны были иметь собственную еду из дома. Рано утром мы шли на реку и мылись, даже если было очень холодно [10]. Затем мы должны были принимать определенное лекарство предков, от которого нас рвало [11]. Мы очищали свои тела и шли назад к месту обучения. Потом являлись предки, и мы танцевали, танцевали без передышки [12]. Мы очистились, и теперь предки могли появляться легко [13]. После всего этого мы возвращались к работе. В таких условиях я проучилась год.

Днём наставница прятала разные вещи, а мы должны были находить их с помощью предков [14]. Наставница даже могла спросить: «Какого цвета автобус, который ходит в Манзини и возвращается вечером?» И хотя ты никогда не видел этого автобуса, предки могли подсказать тебе ответ [15]. Я могла сказать, какого цвета автобус, я отвечала на любые вопросы, но потом ничего не помнила [16]. Моя наставница рассказывала мне, что я говорила".

13 июня 2025

Гарем и матриархат.

"Секс был главным занятием китайского императора, служившим образцом для подражания высшим слоям общества. Считалось, что он обладает сверхчеловеческим запасом ци, то есть Жизненной Силы. Для пополнения этого запаса ци требовался постоянный приток женской энергии инь. И с этой целью правитель держал при себе многочисленных наложниц. Так, согласно легендам, Жёлтый Император имел три тысячи наложниц и совершал Царственное Соединение с тысячью двумястами из них на протяжении всей жизни.

Что было самым страшным для женщин императорского дворца? Если наложница попадала в немилость у императора [то есть, надо полагать, ублажала царственную плоть без особого усердия], её заставляли жить отдельно, возможно, что до конца своей жизни. Таких могли даже убить евнухи. В императорском дворце было обычным делом забить наложницу насмерть. Во времена династии Мин при дворе было 9000 наложниц и 10000 евнухов, случалось, что не все из них могли нормально поесть, и некоторые умирали от голода. Часто это приводило к трагедиям. Как пример можно привести случай с императором Цзяцзином (嘉靖 Jiajing) династии Мин.

Император Цзяцзин имел жестокий характер и грубо обращался со своими наложницами и служанками. Их били за малейшую провинность, и по меньшей мере 200 из них умерли в результате побоев. Доведённые до отчаяния, наложницы решили убить императора. В ночь 21 октября 1542 года наложница Ян Цзиньин (Yang Jinying) вместе с другими 15 женщинами попытались задушить спящего императора. Но неправильно завязанный узел не дал затянуть петлю на его шее, император проснулся и стал сопротивляться. Тогда Ян Цзиньин выхватила спицу для волос и стала бить ей Цзяцзина. Император уже лежал без сознания, когда в комнату ворвалась императрица Сяоле (Xiaolie) и спасла ему жизнь.

Ян Цзиньин и её 15 компаньонок были арестованы и казнены через расчленение. Их отрезанные головы выставили на всеобщее обозрение как предупреждение другим. Не повезло и их близким: десять из них были казнены, а других сделали рабами. Согласно историческим записям, во время казни на землю опустился густой туман и держался так три или четыре дня. Люди говорили, что свершилась несправедливость. В эту же ночь одна из наложниц, которая спала вместе с императором, была убита.

Девочек для гаремов отбирали специально обученные люди из числа дочерей воевод и князей. В 12-14 летнем возрасте они проходили смотрины, которые устраивала мать Императора и в случае успеха поступали в гарем. Однако, зная ужасные нравы, творящиеся в гаремах, многие родители специально калечили дочек или отдавали вместо них дочерей служанок".

Многожёнство многожёнству — рознь.

Сьюзен Кемпбелл, автор монографии "Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители" (Саттва; Москва; 2001) сообщает:

"Свазиленд — патриархальное общество, и в нём до сих пор распространено многожёнство. Многие целители, так же как их коллеги в других частях Южной Африки, считают, что многожёнство, которое прежде служило защитой женщин в периоды межплеменных распрей, уже изжило себя".

"Так, - думаю я, - это очень интересно. Пишу в поисковой строке браузера "Яндекс": "в Свазиленде многожёнство служило защитой женщин в периоды межплеменных распрей". И так называемый "ИИ" (искусственный интеллект") выдаёт мне ответ устами Алисы: "Нет, многожёнство в Свазиленде (Эсватини) не служило защитой женщин в периоды межплеменных распрей. Традиция многожёнства у народов нгуни (часть банту, к которым относятся свази) не имела защитного характера. Она была связана с социальным статусом мужчины и не была предназначена для защиты женщин в условиях конфликтов".

И тут я говорю: "Борис ИИ, ты неправ!"

Цитата из статьи "Многожёнство в Древнем Израиле": "[В Древнем Израиле] мужчины воевали. Разумеется, численность женского населения превосходила. <...> Многожёнство в Израиле <...> служило защитой для женщин, которые могли остаться одни. В Древнем Израиле незамужняя женщина была обречена на голодную смерть. Поэтому, мужчина, беря в жёны более чем одну жену, осознавал, какая ответственность лежит на нём. Он в равной степени заботился обо всех своих жёнах и детях".

12 июня 2025

"Верхние" и "нижние".

Мария Гимбутас в своей монографии "Балты", говоря о фатьяновской культуре (представляет собой локальный вариант арийской культуры боевых топоров (шнуровой керамики)), обращает внимание на то, что "пришельцы [т. е. "фатьяновцы"] расселялись на высоких речных берегах, в то время как местные охотники и рыболовы [т. е. "волосовцы"] продолжали селиться возле речных озёр или в низинах рек".

Интересно получается: "волосовцы" селились в низинах, в поймах рек, поближе к рыбе, а "фатьяновцы" селились на высоких берегах, на холмах.

Под этим углом зрения, любопытно взглянуть на карту Древнего Киева.

Древний Киев. Макет-реконструеция.

Как мы видим, Детинец (город Владимира) расположен наверху, а Подол — внизу.

Справка из Википедии: "Дети́нец — одно из названий внутренней городской крепости (цитадели), например, Киевский детинец, близко по значению к слову кремль. Детинец занимал, как правило, господствующую точку ландшафта и был обнесён валами с деревянными стенами, которые имели одни или несколько ворот. В детинце жили князья, бояре, духовенство. К детинцу мог примыкать укреплённый окольный город либо неукреплённый посад.

Подо́л (укр. Поділ) — историческая местность Киева, низинная часть исторического центра города (Нижний город), древний посад ремесленников и купцов. Название местности происходит от старославянского «подол» — низина, низинная местность".

Холмогоров и его комментаторы.

Егор Холмогоров в своей статье "Крит. Прекрасные дамы, поедающие младенцев" сообщает:

"В науке и околонаучных мифологиях ХХ века сформировался образ критской цивилизации имеющий крайне мало общего с действительностью. На основании «кокетливых» изображений жриц с открытой грудью она была объявлена матриархальной и феминистской в духе построений Марии Гимбутас. На основании сохранившихся ярких красок фресок – жизнерадостной. На основании образов цветов и животных – близкой к природе. На основании отсутствия военных и боевых сцен – миролюбивой и гуманистической.

Этот образ критской цивилизации покоится на многих натяжках и заведомых ошибках. <...> Пропагандисты «жизнерадостного и гуманного» критского искусства и облика цивилизации как правило игнорируют целый пласт археологических свидетельств, связанный с человеческими жертвоприношениями на Крите, причём речь идёт не только об убийстве пленников, обычном для многих культур этой эпохи, а о детоубийстве, сопровождавшемся каннибализмом.

В 1979 г. в подвале дома в Кноссе археолог Питер Уоррен (один из ведущих специалистов по эгейским культурам) нашёл вперемежку с костями животных человеческие кости, принадлежавшие детям. Из 371 кости на 79 обнаружились надрезы, сделанные режущими и пилящими инструментами. Характер надрезов показывал, что с этих детских костей срезали мясо. Причём на большей части костей отсутствовали следы термической обработки, что давало основания для допущения, что мясо поедалось сырым. Попытки других исследователей переинтерпретировать жуткую находку Уоррена с помощью предположения, что мясо отделялось от плоти для вторичного погребения оказались не слишком убедительными – ничто в контексте находки не указывало на погребение, зато слишком многое – на кухню и скотобойню.

К этой находке подтянулся целый ряд других, свидетельствующих о распространённости на Крите человеческих жертвоприношений.

«В 4,3 милях к югу от Кносса, в состоящем из четырёх залов святилище Анемоспилия (первые раскопки здесь были проведены Дж. Сакелларикасом в 1979 г.) была обнаружена ещё одна находка, свидетельствующая о принесении человеческих жертв. При осмотре западного зала дворца археологи нашли три скелета. Первый принадлежал 18-летнему юноше, лежащему на правом боку на алтаре в центре комнаты со связанными ногами и бронзовым кинжалом в груди. Возле алтаря когда-то находилась колонна, вокруг основания которой располагался сток, по-видимому, предназначенный для того, чтобы в него стекала кровь жертвы. Исследование костей погибшего молодого человека показало, что он умер от потери крови».

11 июня 2025

Новости археологии.

В китайской провинции Шаньдун археологи обнаружили  неолитическое сообщество, где на протяжении как минимум 250 лет сохранялась матрилинейная система — родство и социальный статус определялись исключительно по материнской линии. Исследование, проведённое международной группой археологов и опубликованное в журнале Nature, базируется на анализе ДНК останков 60 человек, живших между 2750 и 2500 годами до нашей эры. Учёные установили, что все образцы указывают на передачу родословной исключительно по линии матери. На протяжении десяти поколений сообщество с матрилинейным укладом сохраняло устойчивую социальную структуру, основанную на равном распределении ресурсов. Основой экономики было земледелие (в первую очередь — выращивание проса), животноводство и, вероятно, рыболовство. Это открытие подтверждает научную гипотезу о том, что матрилинейные системы могли успешно функционировать в обществах без ярко выраженного имущественного неравенства (Источник).

По данным исследователей из Пекинского университета, в общинах, занимавшихся выращиванием проса и разведением свиней на побережье Шаньдун в Китае эпохи неолита около 4500 лет назад, царил матриархат.

Фудзя — это памятник культуры позднего периода Давенькоу, расположенный в провинции Шаньдун на северо-восточном побережье Китая. Радиоуглеродные данные датируются 2750-2500 годами до нашей эры. В ходе раскопок, проводившихся в течение трех полевых сезонов, было обнаружено более 500 захоронений, расположенных на двух кладбищах. Были успешно получены геномные данные по 60 индивидам, 14 с северного кладбища и 46 с южного. На каждом кладбище оказались погребёнными не менее 10 поколений. Мужчин и женщин всех возрастов хоронили в соответствии с их родовыми кланами по материнской линии, а не вместе с супругами или родственниками по отцовской линии. Полученные данные опровергают стереотип о том, что патрилинейная организация была универсальной среди неолитических обществ (Источник).



Чатал-Хююк. Проверено: патриархата — нет.

"Мелларт считал, что Чатал-Хююк отличался необычной планировкой без улиц или пешеходных дорожек. Дома строились вплотную друг к другу, и люди передвигались по крышам, спускаясь в свои жилища через отверстия в потолке. Но наш современник раскопщик Иен Ходдер уверяет, что улицы и незастроенные дворики с загонами для скота тоже были" (цит. по: Обезглавленные Чатал-Хююка: жить в городе мёртвых).⁠⁠

Там ещё видеоролик прилагается. Я не стал его размещать у себя в блоге, потому что он смешной. В видеоролике показаны многочисленные лестницы, по которым жители Чатал-Хююка должны были, как клоуны в цирке, перебираться с одной крыши дома на другую. Если такова идея Ходдера, то она, мягко выражаясь, не умная. Я весьма скептически отношусь к этой новой реконструкции с лестницами, соединяющими плоские крыши соседних домов.

Тем не менее, другие сведения представляют определённый интерес:

"Хотя большая часть поселения остаётся нераскопанной, передовые технологии георадарного зондирования позволили археологам заглянуть в глубины земли, получив грубое «рентгеновское» изображение руин на глубине до четырёх метров под поверхностью. Данные свидетельствуют о том, что архитектура раскопанных участков очень похожа на застройку ещё не исследованных территорий: там также нет ничего явно выделяющегося из общей картины. Никаких дворцов, площадей, храмов. Предполагается, что поселение состояло из нескольких конкурирующих «домов» или «братств», которые определяли социальную и экономическую жизнь. Однако чётких различий между процветающими и менее успешными группами пока не обнаружено".

"Оказалось, что люди, похороненные в пределах одного «братства», не были родственниками. В домах среднего и позднего периодов Чатал-Хююка хоронили людей из разных семей или даже генетически не связанных, включая детей.

Похвала прялке.

 Sminter хорошо написал(а) о роли прялки в строительстве цивилизаций

"Старик-гид рассказывал в музее этнографии, как андские ткачихи ткали настолько сложные узоры, что археологи до сих пор не могут их расшифровать".


Я полагаю, здесь речь идёт о кипу, узелковом письме.

Кипу инков. Но кипу существовало задолго до инков. Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э.

10 июня 2025

Вода внутри дольмена?

 

Это каменная чаша (или «бассейн») внутри дольмена Матаррубилья в доисторическом месте Валенсина-де-ла-Консепсьон (Севилья, Испания). Она была высечена каменными инструментами из огромного блока, вес которого превышает 2000 кг. Размеры «бассейна» 1,7 метра в длину, 1,2 в ширину и почти полметра в высоту. Он единственный в своём роде, задокументированный на сегодняшний день на Пиренейском полуострове, с параллелями только в Ирландии и на Мальте, отмечается в исследовании.

Я не согласен. А как же чаша в "тронном зале" кносского "дворца" на Крите?


Используя технику оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ), которая позволяет учёным определять, когда минералы были захоронены в последний раз, они установили, что «бассейн» был помещён на своё нынешнее место между 4544 и 3227 годами до н. э., в то время как толос был построен около 2700–2400 годов до н. э., между 1800 и 800 годами позже. Это говорит о том, что каменный бассейн мог находиться на своём месте до того, как был построен толос, возможно, как часть более раннего незадокументированного памятника , заключает исследование.

Чаша, — это козе понятно, — предполагает воду. Чаша без воды — это как свадьба без невесты. Но вот вопрос: зачем вода внутри дольмена-толоса?

Можно, конечно, погадать на кофейной гуще и предположить, что в чашу наливали вино, или кровь (жертвенных животных?). 

Хетты с Кавказа?

Леонард Вулли рассказывает, как он проводил раскопки в Телль-эш-Шейхе, который расположен на равнине Амук (Amuq), которая находится в северной Сирии, рядом с рекой Оронт, на северо-восточном побережье Средиземного моря.


Он там откопал изящные сосуды, "тонкие как яичная скорлупа", изготовленные местными мастерицами в подражание сосудам халафской культуры (ок. 6100–5000 гг. до н. э.). "За несколько столетий поселение примитивных земледельцев превратилось в сложную общину с прочными традициями цивилизованной жизни, соприкасавшуюся с большим миром, но сохранявшую тем не менее индивидуальность и особые черты, присущие халколитической культуре".

Затем внезапно наступил конец... Леонард Вулли говорит, что в самом верхнем слое Телль-эш-Шейха обнаружились следы запустения и несколько черепков керамики бронзового века. Позднее было установлено, что эта керамика относится к типу, который в Палестине называется хирбеткеракским. Обычно эта керамика встречается непосредственно над слоем строений, разрушенных пожаром, и все археологи, работающие в Палестине, единодушны в том, что изделия эти иностранного происхождения, возможно из Анатолии, и принесены они вооружёнными завоевателями, которые перебили жителей Палестины и поселились на обгоревших развалинах. 

Алалах и Кносс.

Чарлз Леонард Вулли в 1936 году раскопал в районе кургана Телль-Атчана недалеко от города Антакья (Турция) руины дворца, датируемого примерно 1780 г. до н. э. Там сидели, сменяя друг друга, ближневосточные царьки, пока дворец вместе с городом Алалах не были разрушены до основания "народами моря" около 1200 г.

"Когда мы достигли слоя VII, - пишет Вулли, из сооружений этого периода мы раскопали царский дворец, городской храм и городские ворота. <...> Дворец состоял из двух частей, разделённых дво­ром".

Царский дворец в Алалахе.

Посетитель, входивший на главный двор, видел спра­ва две двери в складские помещения. Там, в своё время, хранилась слоновая кость. <...> В Си­рии водился сирийский слон, теперь вымерший, но во II тысячелетии до н. э. он не был редкостью. Ярим-Лин и другие царьки Алалаха набивали слоновой костью склады своего дворца и использовали бивни, наряду с кедровым лесом, для внешней торговли и собственного обогащения. Этим прекрасно объясняется великолепие ближневосточных дворцов, а также полное исчезновение кедровых лесов и слонов в Сирии. 

09 июня 2025

О скифских амазонках.

Елена Фиалко в статье "Паноплия скифских воительниц" жалуется на почти тотальную разграбленность скифских курганов. "В результате грабежей, во-первых, многие наборы сопроводительного инвентаря сохранились со значительными утратами или были вынесены из могил практически целиком; во-вторых, трудно установить количество захороненных лиц в конкретной могиле; в-третьих, затруднено определение пола умершего. Эти обстоятельства приводят к потере большого информационного массива. И, как следствие, значительная часть погребальных комплексов амазонок «растворилась» в общей массе скифских захоронений.

Тем не менее, на землях современной Украины известно около 130 могил, датирующихся концом V-IV вв. до н.э., принадлежность которых вооружённым женщинам не вызывает сомнений. По отношению к общему количеству скифских погребений с оружием в Понтийских степях  могилы женщин-воительниц составляют четвёртую часть. А это значит, что каждым четвёртым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина".

"Оружие присутствует в погребальных комплексах каждой амазонки, однако  ассортимент оружия, которым пользовались женщины, оказывается весьма ограниченным. На вооружении скифских амазонок было преимущественно метательное оружие – это, прежде всего, лук и стрелы, а также метательные копья, дротики и праща. Оружие рукопашного боя - мечи и кинжалы, боевые топоры, клевцы, чеканы (и тем более ударное оружие) – женщины практически не использовали. Относительно принципа действия можно отметить, что речь идёт о метательном оружии у амазонок и фактически полном игнорировании ударно-рубящего и рубяще-колющего оружия".

Скифская амазонка. Реконструкция.

Наследие этрусков.

Найджел Пенник говорит, что "этрусские священнослужители и прорицатели были профессионалами: в течение многих лет их наподобие вавилонских учёных обучали в специальных школах".

По-моему, имеется гораздо более близкая параллель к жрецам этрусков, чем жители далёкой Месопотамии. Это кельтские друиды. Цезарь отмечал, что на прохождение курса обучения у друидов могло уйти до двадцати лет. Друиды были религиозными лидерами, а также представителями власти, судьями, хранителями знаний, врачами и политическими советниками.

Между прочим, имелись друидессы женского пола. Согласно "Истории Августа" , Александр Север получил пророчество о своей смерти от галльской друидессы. Также цитируется Флавий Вописк , вспоминающий пророчество, полученное Диоклетианом от друидессы Тунгри. Согласно классическим авторам, галлизены (или галлисены) были девственными жрицами острова Иль-де-Сен у побережья западной Бретани. Согласно Помпонию Мела, галлизены могли "лечить болезни, которые, среди прочего, неизлечимы, знать, что должно произойти, и предсказывать это". Также в ирландской мифологии есть несколько женщин-друидов, часто разделяющих схожие выдающиеся культурные и религиозные роли со своими коллегами-мужчинами. У ирландцев есть несколько слов для женщин-друидов, например, bandruí («женщина-друид»). Тацит во второй половине первого века сообщал, что кельты не проводили различий между мужчинами и женщинами-правителями. В 60 г. н. э. в Британии, во время восстания под предводительством Боудикки, на её сторону без колебаний перешли многие населявшие провинцию племена.

Друидесса , французский художник Александр Кабанель (1823–1890)

Возможно, институт друидов был позаимствован кельтами у доиндоевропейского населения северо-запада Европы.

08 июня 2025

«Они жили, как птицы небесные...»

"Охотники-рыболовы т. наз. волосовской археологической культуры в Волго-Окском междуречье (IV—III тыс. до н. э.) создавали костяные подвески длиной в среднем около пятисантиметров, которые изображают либо птичью голову, либо фигуру птицы целиком. При этом они явно предпочитали подвески в виде птичьих головок полнофигурным изображениям птиц. Изображены разные породы, все они - не хищные, водоплавающие и лесные виды: лебедь, журавль, цапля, рябчик, крохаль, утка, глухарь. <...> Подсчёт подвесок в виде птиц в Волго-Окском междуречье по видам изображённых пород показывает, что с большим отрывом лидирует глухарь — 35 экземпляров. Интересно, почему это было так?" - задаётся вопросом Екатерина Кашина, автор статьи "Птичник каменного века".

Она правильно начинает свой ответ: "Выбор конкретных видов животных для почитания, возможно, был обусловлен <...> сходством черт поведения зверя и человека, наблюдаемым охотниками". Но, увы, она почему-то не пишет о том, в чём именно заключается это сходство. Поэтому я продолжаю: глухари — род птиц (тетеревиные) из подсемейства фазанов , который характеризуется чертами поведения, связанными со сложным ухаживанием.

На фото запечатлён самец глухаря (Tetrao urogallus) во время токования: хвост поднят и распущён веером, голова задрана кверху, концы крыльев опущены — птица исполняет брачную трель. Ток глухарей — это таинственное действо, наполненное неизменными ритуалами. Источник картинки.

Самцы глухарей самозабвенно токуют, распускают хвосты как павлины, красуются перед самками. А самки наблюдают этот "концерт" и выбирают приглянувшихся самцов.

Лягушка на знамени пионеров земледелия в Европе.

На юге Сербии, в долине реки Морава, возле деревни Свинярицкая Чука (Svinjarička Čuka), с 2018 года ведутся раскопки ранненеолитического поселения, которое датируется ок. 6100–5500 гг. до н. э. В 2023 году там была найдена нефритовая подвеска в виде лягушки в позе родов.

Нефритовая подвеска с макроскопическими деталями, показывающими следы использования и износа. Ок. 5600 г. до н. э.

Следы использования указывают на то, что предмет носили как подвеску на мягких ремнях (на поясе?).

Стилистически сопоставимые фигуры из мрамора, чёрного камня или глины известны из неолитических памятников в Ахиллионе (Греция), Хоча Чешме (Турция), Амзабегово (Северная Македония), Русе и Голям Поровец (Болгария), что указывает на широко распространённую практику и понимание этого особого символического образа.

Амулет из Ахиллиона

Единственный известный в настоящее время источник нефрита на Балканах находится в южной Болгарии, области, где были найдены другие предметы из нефрита, в основном в форме свастик.

This 8,000-year-old frog-like swastika made of nephrite has been discovered during the latest archaeological excavations of the Slatina Neolithic Settlement in Bulgaria’s capital Sofia.

Зооморфная (лягушачья) форма – края имеют форму лягушачьих лапок. Культура Караново I, Кырджали. Похожие амулеты были найдены в ранних неолитических поселениях у села Овчарово – поселение в районе Гората, район Тырговиште, поселение у села Ковачево, район Благоевград, городище Казанлык, городище Азмашка – Стара Загора, неолитическое поселение у села Ябалково, район Хасково.

(Из статьи "Fresh light on Balkan prehistory: highlights from Svinjarička Čuka (Serbia)". Авторы статьи: Barbara Horejs, Aleksandar Bulatovic, Michael Brandl, Laura Dietrich, Bogdana Milic, Ognjen Mladenovic, Lukas Waltenberger & Lyndelle Webster).

07 июня 2025

10 «веков» этрусской истории.

"Цензорин в 238 г. н. э. писал, что, как полагали этруски, их культуре отмерен срок в десять «веков» (saecula), причём продолжительность их неизвестна. Конец каждого «века» (saeculum) предвещало знамение, интерпретировать которое должны были гаруспики. Пятый «век» начался в 568 г. до н. э., когда Этрурия была в зените своего расцвета. Четыре предыдущих длились по сто лет каждый, что в сумме даёт нам 968 г. до н. э. — время, о наличии в котором этрусской культуры где бы то ни было никаких свидетельств нет. Шестой «век» начался в 445 г. до н. э., седьмой — в 326 г. до н. э., а восьмой — в 207 г. В 88 г. до н. э., когда политическая власть этрусков уже давно находилась в тени римской, гаруспики объявили о начале девятого «века». А после смерти Цезаря, когда, по словам Шекспира, «мертвецы в простынях пищали и тараторили на улицах», гаруспик Вулкатий провозгласил начало десятого «века», закончившегося со смертью императора Клавдия в 54 г. н. э., «необходимыми» знамениями которого стали появление кометы и молния, ударившая в усыпальницу отца покойного императора" (цит. по: Найджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. С. 62,63).

Интересно, что в последнем, десятом «веке», горение затухающей этрусской "лучины" поддерживал один лишь Клавдий, и с его смертью "лучина" окончательно потухла. Это к вопросу о роли личности в истории.

этруски

Когда не было цыганок.

Афродита венчает герму Диониса

Павсаний сообщает (VII. 22. 2), что в Фарах в Ахайе видел образ Гермеса, бога рынков — маленький квадратный столб с венчавшей его бородатой головой. 

Roman pottery herm, Hellenistic, 1st century B.C.

Перед ним находился каменный очаг с закреплёнными на нём свинцом бронзовыми светильниками. Здесь же можно было узнать свою судьбу: желавший задать вопрос приходил вечером, зажигал в очаге ладан, светильники, клал на алтарь справа от образа монету и шептал вопрос в ухо идола. Затем человек затыкал уши и покидал рыночную площадь. Спустя какое-то время он открывал уши — первое услышанное слово и было «пророчеством».

Секрет, 1839. Скульптор Франсуа Жуффруа

06 июня 2025

От св. дерева — к храму.

Найджел Пенник говорит, что в Древней Греции "ни один храм не мог быть посвящён какому бы то ни было божеству, если с ним не было связано священное дерево".

Значит, получается такая хронологическая последовательность:

1. Сначала появлялось священное дерево.

2. Это дерево становилось эпицентром ритуала. 

3. Постепенно территория вокруг дерева обустраивалась, строилась ограда, устанавливался алтарь. Причём деревья считались даже «более» священными, чем ассоциировавшиеся с ними алтари.

4. Таким образом появлялось святилище на открытом воздухе.

5. Собственно храмовые сооружения появились в греческих святилищах уже после открытых алтарей. 

"Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом веке до нашей эры (алтарь существовал с десятого века), до Аргоса и Олимпии, где храм Геры появился раньше храма Зевса. Это может означать, что в «тёмные века» самым почитаемым божеством была Гера", - сообщает Найджел Пенник.

The second temple of Hera at Poseidonia (Paestum), 460-450 BC.

Аполлон как Цезарь: пришёл, увидел, победил.

Найджел Пенник сообщает: "Во многих [древнегреческих] святилищах перед жертвоприношением всем прочим божествам вначале совершалось жертвоприношение Земле. Так, жрица храма Аполлона в Дельфах у Эсхила («Эвмениды») начинает своё обращение следующими словами:

«В молитвах именую прежде всех богов Первовещунью Землю».

Далее объясняется, что покровительство бога Аполлона храму является даром богини:

«После матери
Фемиду славлю, что на прорицалище
Второй воссела, — помнят были. Третья честь
Юнейшей Титаниде, Фебе. Дочь Земли,
Сестры произволеньем, не насилием
Стяжала Феба царство
».

А в «Хоэфорах» Эсхил говорит:

«О, призову Землю, что дарует жизнь всему
И забирает, возвращая вновь в своё лоно
»."

Выражение — Первовещунья Земля намекает на то, что изначально все оракулы принадлежали Матери Земле. Это и понятно: афиняне называли всех умерших «людьми Деметры». Хотя в мифе о похищении Персефоны дочь Деметры, а не она сама, становится царицей подземного мира, но народная культура не разделяла этих двух богинь. Таким образом, Деметра являлась обладающей душами умерших. Согласно религиозной аксиоме, не требующей доказательств, "мёртвые знают больше живых", и поэтому везде и во все времена живые вопрошали мёртвых, искали у них ответов на свои вопросы. Значит, если умершие считались «людьми Деметры», а пифия вопрошала мёртвых, то при чём здесь Аполлон?!

05 июня 2025

О женском равноправии в архаическом афинском полисе.

Согласно древнегреческому мифу, царь Кекроп основал город Аттику, и боги Посейдон и Афина захотели стать его покровителями. Они решили устроить состязание: каждый должен был подарить жителям подарок, а выбор оставался за ними.

Посейдон ударил трезубцем о крепостную стену, и прямо из неё забил источник солёной воды. Однако вода оказалась непригодной для питья, и жители не оценили этот подарок. 

Афина вонзила копьё в землю, и выросло оливковое дерево. Оливки, которые росли на нём, понравились жителям города: они были полезны для пищи и содержали масло, которое имело важное значение для греков.

Жители Аттики провели голосование. Мужчины, которые жили на море, проголосовали за Посейдона, а женщины, живущие на земле, — за Афину. Женщин в городе было больше, и они отдали предпочтение подарку богини. В результате царь Кекроп признал Афину победительницей, и город переименовали в её честь — Афины. 

"Видимо, по этой причине, - говорит Найджел Пенник, - афинские женщины утратили впоследствии право голоса и гражданства. История выглядит похожей на оправдание изменения статуса женщин; это заставляет предположить, что Афина была богиней-покровительницей полиса на ранней стадии его развития. Возможно, что женщины первоначально пользовались всей полнотой гражданских прав в полисе".

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе...»

Древние греки, принося клятву, вставали на тушу принесённого в жертву животного, подчёркивая тем самым свою готовность принять такую же смерть, если клятва будет нарушена. 


Я помню, мальчишки в моём детстве "давали зуб". "Даёшь зуб?" — спрашивал какой-нибудь пацан другого пацана. Тот отвечал: "Слово пацана!", и при этом ногтем пальца щёлкал по зубу. Это означало: можешь выбить мне этот зуб, если я не сдержу своё слово.

Как, однако, мир измельчал... ;-)😀

Между прочим, Лев Толстой считал, что всякая присяга вымогается от людей для совершения злодеяний. А вдруг человек дал клятву кому-то по пьяни, или по легкомыслию? Потом, одумавшись, он может быть и не стал бы заниматься тем, во что ввязался; но, раз уж прилюдно поклялся, стоя на быке, теперь хода назад нет. Теперь он раб своей клятвы. Теперь он будет биться лбом об стенку до тех пор, пока или лоб расшибёт, или стенка обвалится.