Оказывается, под кносским "дворцом" был не один гипогей, а целых два!
Джеймс Уитли в своей монографии "Кносс: миф, история и археология" (2024 г.) говорит, что один гипогей находился в юго-восточном углу "дворца", а другой — «ранний гипогей под южным крыльцом», о котором упоминал Артур Эванс. Он так и не был полностью раскопан. У нас есть только план-зарисовка Эванса и его слова об уходящей вниз «лестнице в сочетании с большим пчелиным ульем».
 |
Гипогей под южным входом |
В том месте, где впоследствии помещался южный вход в кносский "дворец", в конце III тысячелетия находилось целиком вырубленное в мягкой породе материка подземное сооружение (гипогей). Оно имело круглую форму и было перекрыто куполом высокого яйцеобразного профиля. Спускались в него на глубину 15-16 м по спиральной лестнице, вырезанной в той же породе. Гипогей был засыпан при постройке кносского дворца, его точное назначение неизвестно.
К сожалению, Джеймс Уитли ничего не написал про кносский гипогей, обмолвившись лишь тем, что винтовая лестница напоминает ему аналогичные лестницы в сардинских нурагах.
У меня возникло два вопроса.
1. Почему Артур Эванс отказался от раскопок гипогея? И почему он до сих пор не раскопан, спустя 125 лет после начала раскопок?
2. Почему, после землетрясения, критяне не восстановили гипогей? Наверняка, это было святое место, скорее всего «элитный» некрополь.
А что, если там мумия самого Миноса лежит?! Я, конечно, шучу, но надо же проверить [1]. Тем более что рядом с Кноссом нет других «элитных» захоронений или гробниц раннего минойского периода, а также каких-либо свидетельств сложной архитектуры гробниц. Джеймс Уитли говорит, что "предпринимались отчаянные попытки найти гробницы царей от
EM I (3100-2650 гг. до н. э.) до ММ IIB (1850-1800 гг. до н.э.) в районе более позднего Северного кладбища (Теке) или на холме Гипсад на юге", но царские могилы так и не нашли.
-------------------------------------------------------------------------------------
[1] План
Кносского дворца с лепящимися одно к
другому помещениями-сотами, ячейки
которых могут беспредельно расти вширь,
более всего похож на план Чатал-Хююка. В связи с этим, кажется вполне разумным предположить, что в раннеминойский (а может быть и среднеминойский) период в поселении на месте будущего "дворца" люди хоронили умерших так же, как в Чатал-Хююке, то есть под полами жилищ, в которых они проживали.