07 июня 2025

10 «веков» этрусской истории.

"Цензорин в 238 г. н. э. писал, что, как полагали этруски, их культуре отмерен срок в десять «веков» (saecula), причём продолжительность их неизвестна. Конец каждого «века» (saeculum) предвещало знамение, интерпретировать которое должны были гаруспики. Пятый «век» начался в 568 г. до н. э., когда Этрурия была в зените своего расцвета. Четыре предыдущих длились по сто лет каждый, что в сумме даёт нам 968 г. до н. э. — время, о наличии в котором этрусской культуры где бы то ни было никаких свидетельств нет. Шестой «век» начался в 445 г. до н. э., седьмой — в 326 г. до н. э., а восьмой — в 207 г. В 88 г. до н. э., когда политическая власть этрусков уже давно находилась в тени римской, гаруспики объявили о начале девятого «века». А после смерти Цезаря, когда, по словам Шекспира, «мертвецы в простынях пищали и тараторили на улицах», гаруспик Вулкатий провозгласил начало десятого «века», закончившегося со смертью императора Клавдия в 54 г. н. э., «необходимыми» знамениями которого стали появление кометы и молния, ударившая в усыпальницу отца покойного императора" (цит. по: Найджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. С. 62,63).

Интересно, что в последнем, десятом «веке», горение затухающей этрусской "лучины" поддерживал один лишь Клавдий, и с его смертью "лучина" окончательно потухла. Это к вопросу о роли личности в истории.

этруски

Когда не было цыганок.

Афродита венчает герму Диониса

Павсаний сообщает (VII. 22. 2), что в Фарах в Ахайе видел образ Гермеса, бога рынков — маленький квадратный столб с венчавшей его бородатой головой. 

Roman pottery herm, Hellenistic, 1st century B.C.

Перед ним находился каменный очаг с закреплёнными на нём свинцом бронзовыми светильниками. Здесь же можно было узнать свою судьбу: желавший задать вопрос приходил вечером, зажигал в очаге ладан, светильники, клал на алтарь справа от образа монету и шептал вопрос в ухо идола. Затем человек затыкал уши и покидал рыночную площадь. Спустя какое-то время он открывал уши — первое услышанное слово и было «пророчеством».

Секрет, 1839. Скульптор Франсуа Жуффруа

06 июня 2025

От св. дерева — к храму.

Найджел Пенник говорит, что в Древней Греции "ни один храм не мог быть посвящён какому бы то ни было божеству, если с ним не было связано священное дерево".

Значит, получается такая хронологическая последовательность:

1. Сначала появлялось священное дерево.

2. Это дерево становилось эпицентром ритуала. 

3. Постепенно территория вокруг дерева обустраивалась, строилась ограда, устанавливался алтарь. Причём деревья считались даже «более» священными, чем ассоциировавшиеся с ними алтари.

4. Таким образом появлялось святилище на открытом воздухе.

5. Собственно храмовые сооружения появились в греческих святилищах уже после открытых алтарей. 

"Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом веке до нашей эры (алтарь существовал с десятого века), до Аргоса и Олимпии, где храм Геры появился раньше храма Зевса. Это может означать, что в «тёмные века» самым почитаемым божеством была Гера", - сообщает Найджел Пенник.

The second temple of Hera at Poseidonia (Paestum), 460-450 BC.

Аполлон как Цезарь: пришёл, увидел, победил.

Найджел Пенник сообщает: "Во многих [древнегреческих] святилищах перед жертвоприношением всем прочим божествам вначале совершалось жертвоприношение Земле. Так, жрица храма Аполлона в Дельфах у Эсхила («Эвмениды») начинает своё обращение следующими словами:

«В молитвах именую прежде всех богов Первовещунью Землю».

Далее объясняется, что покровительство бога Аполлона храму является даром богини:

«После матери
Фемиду славлю, что на прорицалище
Второй воссела, — помнят были. Третья честь
Юнейшей Титаниде, Фебе. Дочь Земли,
Сестры произволеньем, не насилием
Стяжала Феба царство
».

А в «Хоэфорах» Эсхил говорит:

«О, призову Землю, что дарует жизнь всему
И забирает, возвращая вновь в своё лоно
»."

Выражение — Первовещунья Земля намекает на то, что изначально все оракулы принадлежали Матери Земле. Это и понятно: афиняне называли всех умерших «людьми Деметры». Хотя в мифе о похищении Персефоны дочь Деметры, а не она сама, становится царицей подземного мира, но народная культура не разделяла этих двух богинь. Таким образом, Деметра являлась обладающей душами умерших. Согласно религиозной аксиоме, не требующей доказательств, "мёртвые знают больше живых", и поэтому везде и во все времена живые вопрошали мёртвых, искали у них ответов на свои вопросы. Значит, если умершие считались «людьми Деметры», а пифия вопрошала мёртвых, то при чём здесь Аполлон?!

05 июня 2025

О женском равноправии в архаическом афинском полисе.

Согласно древнегреческому мифу, царь Кекроп основал город Аттику, и боги Посейдон и Афина захотели стать его покровителями. Они решили устроить состязание: каждый должен был подарить жителям подарок, а выбор оставался за ними.

Посейдон ударил трезубцем о крепостную стену, и прямо из неё забил источник солёной воды. Однако вода оказалась непригодной для питья, и жители не оценили этот подарок. 

Афина вонзила копьё в землю, и выросло оливковое дерево. Оливки, которые росли на нём, понравились жителям города: они были полезны для пищи и содержали масло, которое имело важное значение для греков.

Жители Аттики провели голосование. Мужчины, которые жили на море, проголосовали за Посейдона, а женщины, живущие на земле, — за Афину. Женщин в городе было больше, и они отдали предпочтение подарку богини. В результате царь Кекроп признал Афину победительницей, и город переименовали в её честь — Афины. 

"Видимо, по этой причине, - говорит Найджел Пенник, - афинские женщины утратили впоследствии право голоса и гражданства. История выглядит похожей на оправдание изменения статуса женщин; это заставляет предположить, что Афина была богиней-покровительницей полиса на ранней стадии его развития. Возможно, что женщины первоначально пользовались всей полнотой гражданских прав в полисе".

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе...»

Древние греки, принося клятву, вставали на тушу принесённого в жертву животного, подчёркивая тем самым свою готовность принять такую же смерть, если клятва будет нарушена. 


Я помню, мальчишки в моём детстве "давали зуб". "Даёшь зуб?" — спрашивал какой-нибудь пацан другого пацана. Тот отвечал: "Слово пацана!", и при этом ногтем пальца щёлкал по зубу. Это означало: можешь выбить мне этот зуб, если я не сдержу своё слово.

Как, однако, мир измельчал... ;-)😀

Между прочим, Лев Толстой считал, что всякая присяга вымогается от людей для совершения злодеяний. А вдруг человек дал клятву кому-то по пьяни, или по легкомыслию? Потом, одумавшись, он может быть и не стал бы заниматься тем, во что ввязался; но, раз уж прилюдно поклялся, стоя на быке, теперь хода назад нет. Теперь он раб своей клятвы. Теперь он будет биться лбом об стенку до тех пор, пока или лоб расшибёт, или стенка обвалится.

04 июня 2025

"Рогатые" жертвенники Ханаана и "рога посвящения" на Крите.

Найджел Пенник в своей "Истории языческой Европы" говорит, что "в девятом веке в Ханаане культовым животным богини Ашерту, изображавшейся не в человеческом облике, а в виде дерева или колонны, считался бык, тот самый, которого ветхозаветные пророки называли «золотым тельцом».

Древообразный (или колоннообразный) ханаанский идол. 

Колоннообразная ашера.

Слева, план «Бычьего городища»; справа, бронзовая фигурка быка, XII в. до н. э.

Про религиозные "ошмётки".

В своём блоге я рассматриваю религиозность в её самых высших, духовных аспектах. Ну, или, по крайней мере, стараюсь придерживаться такой политики. Меня, например, мало интересуют китайские "денежные жабы", которых используют как «магнит» для денег. Хотя эти амулеты тоже можно рассматривать под углом зрения религиозности современного общества. 

Автор паблика "Мистический Таиланд" как раз занимается коллекционированием и демонстрацией подобного рода "денежных жаб". Ничего общего с религией они не имеют, хотя имеют некоторый религиозный флёр или антураж, являясь по сути "паразитами", живущими на почве религиозности. 

Можно и так сказать, что сколько людей, столько и религий. Поскольку все люди очень разные, то и религиозность у них тоже разная. Бывает даже такая, что внушает отвращение и омерзение. Тем не менее, интересно взглянуть...

Ме Пэ — высшее женское божество тайского анимистического пантеона.

Ме Пэ (แม่เป๋อ) считается праматерью всех людей, и поэтому она "пользительна" для любого человека, независимо от расы, пола, вероисповедания или сексуальной ориентации. Существует и мужская форма этой силы, называемая По Пэ (พ่อเป๋อ).


03 июня 2025

Ашера как солнце.

Давайте снова взглянем на древнее изображение Ашеры. 


Обычно это изображение комментируют так, что  "Ашера питает своей грудью близнецов". А что насчёт козлов? Они — что, тоже "близнецы"?

Я полагаю, такая интерпретация никуда не годится. По-моему, здесь уместно вспомнить про евангельское разделение людей на благочестивых "овец" и нечестивых "козлищ". Первые находятся "справа", а вторые — "слева". (В матриархальных культах благочестивой стороной является левая сторона, но от этого суть разделения людей на две категории не меняется.) В Евангелии от Матфея (глава 25, стихи 31–33) говорится: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую». Согласно толкованиям, овцы в этой цитате символизируют праведников, а козлища — грешников.

Вот, оказывается, в чём дело! Богиня, как любящая и милосердная Мать, кормит не только детей-красавчиков, но и уродов. Согласно Евангелию от Матфея (5:45), "солнце восходит над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных".

Отсюда понятно демонстративное выставление груди на идолах Ашеры. Месседж вполне прозрачен: "Приидите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я накормлю вас".

Статуэтка Ашеры из Иерусалима; VII в. до н. э.

Богиня Ашера как дерево.

В Библии имя «Ашера» (не «Астарта»), главное ханаанское женское божество, передаётся во множественном числе — «ашерим», типа как «элохим» (множественное число от Эль, общего названия для божества у семитских народов ).

"В Судьях 3:7 используется форма множественного числа âshërôt. Некоторые учёные, озадаченные множественным числом, пытались исправить (или изменить) еврейский текст с âshërôt на ashtarot (сделав имя связанным со словом «стыд»; ср. также Судьи 2:13; 10:6; 1 Царств 7:3, 4; 12:10). Греческий перевод Септуагинты (датируемый примерно II в. до н. э.), а также латинская Вульгата, очевидно, были гораздо ближе к оригинальному , неогласованному еврейскому тексту, чем средневековые масореты или мы. И оба понимают àshërîm как «рощи», то есть связанные с деревьями, «священные рощи; освящённые территории».

Если исходить из свидетельских показаний Библии, кажется очевидным, что изначально в древнем Израиле была богиня по имени «Ашера», которая ассоциировалась с живыми деревьями и лесными святилищами на вершинах холмов, и которая иногда могла символизироваться деревянным шестом или изображением дерева. Термин должен относиться либо к деревянному столбу, то есть стилизованному дереву, либо к живому дереву, оба из которых являются символами богини Ашеры. В некотором смысле, они являются «заместителями» её в культе, возможно, из-за второй заповеди, запрещающей любое прямое представление самих божеств. Кажется довольно очевидным: пышное зелёное дерево олицетворяет богиню Ашеру, которая дарует жизнь бесплодной земле" (цит. по: Уильям Г. Девер. Была ли у Бога жена? Археология и народная религия в Древнем Израиле).

И далее Уильям Г. Девер рассказывает о Рут Хестрин:

"Рут Хестрин начала с того факта, что в позднем бронзовом веке частой иконографической сценой ханаанского искусства были изображения двух диких козлов, щиплющих нижние ветви дерева.

Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

02 июня 2025

Очередная порция афоризмов.

1. Каждый развлекает как может среди мировой пустоты сам себя и тоскующую публику смертников, терпеливо дожидающуюся неминуемой — амнистий абсолютно не бывает — смерти (Людвиг Витгенштейн). 

Это прямо обо мне.

2. Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Франческо Петрарка).

Игорь Симонов. Это мы, Господи. 1989 г.

3. Одиночество заключается вовсе не в том, что никого нет рядом. Суть его в невозможности донести до других то, что тебе представляется важным, или в отсутствии единомышленников. Знающий больше других, всегда остаётся одиноким. Тем не менее, одиночество вовсе не исключает общения, ибо никто так не нуждается в общении, как одинокий человек. Причем общение приносит плоды именно там, где каждый помнит о своей индивидуальности, не идентифицируя себя с другими (Карл Густав Юнг).

4. Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» (по выражению Герцена). Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой (Корней Чуковский).

Как беспощаден детский писатель к современным детям, не читающим книг!

5. Нескончаемые сериалы, один тупее другого, пошлая эстрада, похотливые или агрессивные фильмы, аккуратно воздействуя на подсознание, культивируют дух эгоизма и насилия. Нормальный человек за короткий промежуток времени превращается в беспринципное животное, ведущее абсолютно бессмысленную жизнь (Сергей Капица).

6. В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии (Людвиг Фейербах).

Да, это так, но страсть может ведь повернуть человека и в противоположную сторону: "Влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за неё собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдёт и украдёт; будучи кроток - зарежет, будучи верен - изменит" (Фёдор Достоевский). 

7. Наиболее ценные в человеке качества, собственно и делающие его человеком, нередко пробуждаются в суровой атмосфере, на грани нужды и несправедливости, в обстановке, которая бросает человеку вызов, подвергает его духовному испытанию. Однако эти качества почти неизбежно угасают, когда человеческому животному обеспечены максимально удобная, безопасная жизнь и равная доля благоденствия и счастья, пристойного стадному животному (Юлиус Эвола. «Люди и руины»). 

Вот ведь парадокс: общество благоденствия, само того не желая, взращивает скотов, своих могильщиков. Тут есть о чём задуматься, применительно к древним матриархальным обществам.

8. «Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их в Змиев и Сморгонь для исполнения. А кого эти бумаги лишат свободы движения в Змиеве и Сморгони, - об этом чиновник думает так же мало, как атеист о мучениях ада» (А. П. Чехов).


9. Если Ницше говорил: «В XIX веке Бог умер», — то я говорю: «В XX веке человек умер» (Э. Фромм).

Тогда, надо полагать, в XXI веке — Замогилье?

10. «Законы — словно паутина: ловят малых тварей, но большие легко прорываются» (Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», I век н.э.).

Еврейский праздник Суккот и неолитические ограждения-ронделы.

Суккот, также известный как Праздник Кущей, — еврейский осенний праздник урожая, отмечаемый в течение семи дней.  В это время по традиции совершают совместные трапезы (а в хорошую погоду и ночуют) вне дома, в сукке-шалаше.

Суккот имеет сходство с более древними ханаанскими новогодними/урожайными праздниками, которые включали семидневное празднование с жертвоприношениями.

В древности, во время сбора урожая, целые семьи (или даже кланы) деревенских жителей разбивали лагерь в палатках или хижинах на полях, чтобы более эффективно собирать и охранять урожай. Там был виноград, дыни, множество фруктов и свежевыжатое оливковое масло. Фермеры устраивали обильный и радостный пир, - ели, пили, веселились. Празднование длилось целую неделю и включало музыку, танцы и, по-видимому, немного добродушного пьянства (ср. подозрение Илии, что Анна была пьяна в 1 Царств 1:14, 15).

Это было также время, когда большие семьи и кланы собирались вместе, и молодые люди устраивали игрища, которые могли привести к помолвке и браку (Судей 21:19-21).

Первоначально этот праздник мог быть самым важным из всех, так как он предварял наступление еврейского Нового года — Рош ха-Шана.


Размышлизмы о религии.

Очень глубокое и ёмкое определение религии принадлежит Гансу Х. Пеннеру: «Религия — это вербальная и невербальная структура взаимодействия со сверхчеловеческими существами». Пеннер говорит, что он не совсем доволен этим определением, но он «не может придумать ничего лучшего».

Ну, может быть, вот это определение немного лучше?


Хотя, по сути, Берт Хеллингер говорит о том же, только иными словами. 

Лично мне больше нравится определение Пеннера. В эпицентре религии, в самом истоке, находится связь (контакт) с Запредельным [1]. Теологические формулировки, священные писания и даже «официальный» культ появляются позже, в основном как реакция на уже широко распространённые практики. При этом священнослужители «официального» культа, как правило, уже не имеют связи с Запредельным [2]. «А тост без вина — это всё равно, что брачная ночь без невесты» [3]. В религиозной поэзии вино является традиционным символом мистического экстаза и духовного опьянения, приводящего к озарению и причащению Высшей Реальности. Без этого вина, без этой связи религия превращается в словоблудие, в бесконечный словесный онанизм (как, например, у баптистов и других протестантов).

01 июня 2025

"Одержимость" быком в матриархальных культурах.

Наблюдаются очень интересные параллели между "почившей в бозе" неолитической культурой Кукутень-Триполье (на территории Украины и Румынии) и ныне здравствующей культурой народа минангкабау (в Индонезии и Малайзии).

Судя по дошедшим до нас миниатюрным изображениям домов носителей культуры Триполья, они были "рогатые", с бычьими рогами на крышах.




Изотопы стронция намекают на то, что древние женщины были боссами.

Пишут в СМИ о том, что "человечество завоевало всю Землю благодаря женщинам, а не мужчинам" (см.: Древние женщины были боссами и Учёные: человечество завоевало Землю благодаря женщинам). 

"Британские учёные доказали, что в доисторические времена в обществе доминировали женщины, а не мужчины. Именно они осваивали новые пространства, добывая средства к пропитанию, в то время как мужчины смиренно отсиживались в пещерах.

Таким образом британские учёные перевернули традиционное представление о древнем мужчине, который якобы хватал полюбившуюся ему женщину и тащил за волосы в пещеру.

Для этого им достаточно было исследовать эмаль на клыках и зубах мудрости черепов, найденных в двух пещерах на юге Африки, пишет газета The Daily Mail. Анализировали материал по содержанию в нём изотопов стронция. Глава исследовательской группы Оксфордского университета Джулия Ли-Торп заявила, что разница, выявленная между образом жизни мужчин и женщин, оказалась «совершенно неожиданной»."

Опять эти изотопы стронция!

«Тот факт, что самцы предпочитали оставаться на месте, косвенным образом вынуждал самок покидать свои сообщества, чтобы избежать близкородственного скрещивания», – заявила доктор Коупланд в статье, содержание которой приводит сайт InoPressa.ru. 

31 мая 2025

Изотопы стронция намекают на патриархат LBK (ЛЛК).

Так называемый "искусственный интеллект" ответил мне через браузер Google:

"Linearbandkeramik (LBK), ранняя неолитическая культура в Центральной Европе, интерпретируется как практикующая патрилокальную и патрилинейную системы родства. Это означает, что после заключения брака пара обычно проживала в семье мужа (патрилокально), а происхождение и наследование в основном отслеживались по мужской линии (патрилинейно)".

И на чём основано это заявление? На изотопах стронция. Эти изотопы содержатся в почве, откуда попадают в растения, на этой почве произрастающие,  а затем вместе с пищей – в организмы растительноядных животных, и накапливаются в их костях и зубах (пока эти зубы формируются). Количество данных изотопов в почве (и их процентное соотношение) зависит прежде всего от геологических особенностей местности. Такое же соотношение изотопов стронция должно быть и в зубах тех, кто поедает растения в данном районе и редко покидает его. А если соотношение изотопов иное – значит, исследуемое животное пришло сюда из других краёв. Короче говоря, данные о содержании изотопов стронция в зубах могут быть использованы для изучения миграций животных в «геологически неоднородных» ландшафтах.

В целом, женщины с «нелокальными» изотопами стронция испытывали большую мобильность в течение жизни, чем мужчины. А это значит, что девушки приходили издалека к мужчинам, а мужчины сидели дома. Налицо патрилокальный брак. Примерно так пишут в некоторых статьях.

В одной статье пишется, что "иберийские неандертальцы оказались мобильнее носителя мадленской культуры. На это указал анализ изотопного состава стронция" (Источник). Может быть, это указание на патрилокальные браки между неандертальскими самками и кроманьонскими мужчинами?

Это, конечно, шутка. Однако, изотопы — дело тонкое. Здесь необходимы кросскультурные исследования. А каковы изотопы у древнегреческих женщин, сидевших всю жизнь в гинекеях? У ирокезов? У минангкабау на западной Суматре? У берберов, и особенно у бушменов, у которых пропитание добывали в основном женщины, занимающиеся собирательством растительной пищи. Если изотопы везде подтвердят то, что нам и так известно, тогда придётся признать: да, против науки не попрёшь...

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (17)

Р. С. Васильевский в своей книге "По следам древних культур Хоккайдо" (Новосибирск, 1981) говорит, что японская археология началась с раскопок раковинной кучи Оомори в долине Канто на острове Хонсю. Раскопки эти были проведены в 1877 году американцем Эдуардом Морзе (или Эдвард Морс).

"Обнаруженные при раскопках вещи произвели большое впечатление на японскую общественность, так как по характеру и форме превосходно сделанные каменные наконечники копий и стрел, ножи и скребки, изящные глиняные сосуды Оомори не имели ничего общего с известными до сих пор в Японии находками.

Открытый археологический памятник, несомненно, был более ранним, чем уже известные айнские или средневековые японские поселения. Эдуард Морзе установил, что кучи раковин в Оомори оставили люди, жившие не менее трех тысяч лет назад. Он обратил внимание на изящные глиняные сосуды, украшенные веревочными оттисками. В своем отчете о раскопках Эдуард Морзе назвал этот узор «cord mark» — «веревочный штамп», что эквивалентно японскому «дзёмон» — узор, напоминающий витую веревку. Позже этот термин получил широкое распространение в археологической литературе. Так стала называться не только керамика, украшенная веревочным узором, дзёмон доки — керамика дзёмон, но и неолитические культуры Японии, для которых она характерна.

Полевые археологические раскопки, успешно начатые в Японии Эдуардом Морзе, в 1879 году продолжили молодые японские археологии Сасаки Тюдзиро и Хадзита Индзима. Они исследовали раковинную кучу Окадайри и обнаружили вещи, во многом аналогичные находкам в Оомори. Эти изделия тоже сопровождала керамика дзёмон. И тогда встал вопрос об этнической принадлежности обитателей открытых поселений. Кому принадлежали каменные орудия и глиняная посуда оставленные в насыпях раковин моллюсков? Кто они? Предки айнов или какой-то другой народ?

Эдуард Морзе попытался дать ответ на этот волнующий японцев вопрос. Но древнее поселение в Оомори преподнесло неожиданный сюрприз. Вместе с черепками глиняных сосудов и каменными орудиями здесь нашли человеческие кости. Причем они были расколоты так, как обычно разбивают кости животных, чтобы достать костный мозг. Это дало повод Эдуарду Морзе высказать мысль о том, что на стоянке в древности жили племена людоедов. А так как ни айны, ни собственно японцы никогда не были каннибалами, к тому жe материалы раскопок отличались от обычных айнских и японских вещей, он выдвинул гипотезу о принадлежности раковинных куч Оомори неизвестным доайнским племенам, назвав их протоайнами".

30 мая 2025

Кносс в Железном веке.

Когда «дворец» бронзового века в Кноссе был разрушен незадолго до 1300 г. до н. э., его не восстановили. На Крите административный центр, использующий линейное письмо B, продолжал функционировать ещё несколько лет в Ханье (Кидония) на западе Крита, но он тоже был разрушен в какой-то момент в LMIIIB. В этом отношении и дворец в Хании, и «дворец» в Кноссе напоминают другие дворцы позднего бронзового века (микенские) в Эгеиде, большинство из которых (в Микенах, Тиринфе и Пилосе) были уничтожены по крайней мере через сто лет после окончательного разрушения Кносса.

Очевидно, что большая часть Кносса (а также «дворец») в этот период представляла собой руины. Территория города сократилось до немногим более 10 га. Это сокращение в некотором смысле предвосхищает длительную рецессию в Греции, которую мы привыкли называть «Тёмными веками», когда население сокращалось, а грамотность снижалась.

А что насчёт самого «дворца»? Это сооружение, хотя и превратившееся теперь в руины, ещё не полностью утратило своё религиозное значение.  В юго-восточной части разрушенного «дворца» была построена небольшая святыня (1,5 х 1,5 м) - «храм двойных топоров». Этот храм был расположен рядом с более ранним храмом MMIII и продолжалиспользовать «минойские» религиозные символы, такие как сам двойной топор и «рога посвящения». 

В период железного века в самом Кноссе существовал «культ Реи» в руинах дворца и культ Деметры на склонах холма Гипсад. То, что это было святилище Деметры, подтверждается эпиграфически - название найдено на серебряном кольце, датируемом второй половиной пятого века до н.э. 

Серебряное кольцо из святилища Деметры с дарственной надписью Деметре

Хотя архитектура святилища скромна, вотивные находки (которые, по-видимому, начинаются где-то в восьмом веке до н.э.) значительны и состоят по большей части из терракотовых фигурок (только небольшая часть из которых была опубликована). Хиггинс даёт нам хорошее представление о типах, но не о количестве вотивов, число которых исчисляется многими сотнями. Более значительным является огромный объём найденных костей животных, что свидетельствует как о практике жертвоприношений, так и о пиршествах. Между прочим, в значительных количествах были найдены кости свиньи; последнее свидетельствует о том, что только свиньи подходили для совместных трапез поклонников Деметры.
 

Концепция Жосин Блок о полисе.

Существуют причины ассоциировать полисы со святилищами. Большинство форм греческого политического сообщества были «культовыми сообществами». Концепция Жосин Блок (Josine Blok. Citizenship in Classical Athens) о полисе как «завете между богами и людьми» в решающей степени зависит от существования не только святилищ, но и таких святилищ, где проводились пиршества, которые крепили связи между гражданами. В классической Греции эти пиршества происходили во время крупных религиозных праздников, где участники культа готовили, а затем ели мясо принесённых в жертву животных.

В общем, семья — это регулярные совместные трапезы; все члены семьи сидят и едят за одним столом. Община — это тоже "большая семья"; все члены общины сидят и едят за одним столом. 

Тайная вечеря. Икона Царских врат. Мастерская «Шуйский иконостас»

Современное государство, в своей пропаганде, позиционирует себя "большой семьёй", но лживость этой пропаганды не замечают только слепые. Зрячие же видят, что чиновники нигде и никогда не сидят за одним столом с обычными гражданами. Вот здесь-то и проходит линия "водораздела" между современным государством и древним полисом.

Древнегреческие полисы, между прочим, духовно связаны с неолитическими ронделами, внутри которых происходили совместные трапезы. И они стоят ближе к кносскому "дворцу"-лабиринту, чем к современным государствам.

29 мая 2025

"Антигосударственная" письменность на Крите.

"С первоначальной точки зрения Эванса, линейное письмо А пришло на смену критскому иероглифическому в прямой эволюционной последовательности. Учитывая то, что мы теперь знаем о сосуществовании по крайней мере трёх (а возможно, четырёх) письменностей на «додворцовом» Крите (одной из которых является линейное письмо А Феста), эта точка зрения больше не является обоснованной" (Джеймс Уитли. "Кносс: миф, история и археология").

1. Фестский диск
 
2. Выгравированный драгоценный камень с возможным иероглифом с Крита, сейчас находится в Эшмоловском музее (приобретён Эвансом).

3. Возможно, это тоже крито-минойские иероглифы.

4. Надпись линейным А на внутренней поверхности чаши Третьего Среднеминойского периода. 

Негры в Кноссе?

Не исключено, что в Кноссе была негритянская «колония», как можно судить по фрагменту поздней небольшой, грубовато исполненной росписи «Капитан чернокожих»: согласно расхожей интерпретации, здесь показан белый вождь, за которым следует негритянский отряд.


Данная роспись относится ко времени late minoan II-IIIA, 1350-1300 BC, то есть к эпохе ахейского (микенского) политического господства на Крите.

Название фрески дал сэр Артур Эванс, однако мне непонятно, почему он назвал светлокожего мужчину "капитаном", то есть военным вождём. Кроме отличия в цвете кожи эти персонажи в целом не отличаются от своего лидера: их одежда, атрибутика, прически, позы одинаковы. А может он вовсе и не лидер, а один из команды бегунов; может, это вовсе не воины, а атлеты.

В Сети можно прочитать, будто это белый вождь нубийских наёмников, вооружённых дротиками. Безусловно, минойцы имели торговые и культурные связи с египтянами и, возможно, они завезли на Крит нубийцев, которые, как известно, служили египтянам в качестве наёмников-полицейских (при этом некоторые из них, видимо, оставались и ассимилировались в египетском обществе). А где у них дротики, я не рассмотрел.

Вот ещё пара "осколков" крито-минойских древностей, на которых можно, при желании, увидеть негров-нилотов.



28 мая 2025

Минос в мавзолее?

Оказывается, под кносским "дворцом" был не один гипогей, а целых два! 

Джеймс Уитли в своей монографии "Кносс: миф, история и археология" (2024 г.) говорит, что один гипогей находился в юго-восточном углу "дворца", а другой — «ранний гипогей под южным крыльцом», о котором упоминал Артур Эванс. Он так и не был полностью раскопан. У нас есть только план-зарисовка Эванса и его слова об уходящей вниз «лестнице в сочетании с большим пчелиным ульем».

Гипогей под южным входом

В том месте, где впоследствии помещался южный вход в кносский "дворец", в конце III тысячелетия находилось целиком вырубленное в мягкой породе материка подземное сооружение (гипогей). Оно имело круглую форму и было перекрыто куполом высокого яйцеобразного профиля. Спускались в него на глубину 15-16 м по спиральной лестнице, вырезанной в той же породе. Гипогей был засыпан при постройке кносского дворца, его точное назначение неизвестно.

К сожалению, Джеймс Уитли ничего не написал про кносский гипогей, обмолвившись лишь тем, что винтовая лестница напоминает ему аналогичные лестницы в сардинских нурагах.

У меня возникло два вопроса.

1. Почему Артур Эванс отказался от раскопок гипогея? И почему он до сих пор не раскопан, спустя 125 лет после начала раскопок?

2. Почему, после землетрясения, критяне не восстановили гипогей? Наверняка, это было святое место, скорее всего «элитный» некрополь.  

А что, если там мумия самого Миноса лежит?! Я, конечно, шучу, но надо же проверить [1]. Тем более что рядом с Кноссом нет других «элитных» захоронений или гробниц раннего минойского периода, а также каких-либо свидетельств сложной архитектуры гробниц. Джеймс Уитли говорит, что "предпринимались отчаянные попытки найти гробницы царей от  EM I (3100-2650 гг. до н. э.) до ММ IIB (1850-1800 гг. до н.э.) в районе более позднего Северного кладбища (Теке) или на холме Гипсад на юге", но царские могилы так и не нашли.

-------------------------------------------------------------------------------------

[1] План Кносского дворца с лепящимися одно к другому помещениями-сотами, ячейки которых могут беспредельно расти вширь, более всего похож на план Чатал-Хююка. В связи с этим, кажется вполне разумным предположить, что в раннеминойский (а может быть и среднеминойский) период в поселении на месте будущего "дворца" люди хоронили умерших так же, как в Чатал-Хююке, то есть под полами жилищ, в которых они проживали.

На пути к постижению феномена неолитических рондел (2).

Из книги Стеллы Г. Суваци "Социальная археология домохозяйств в неолитической Греции":

"Три концентрических рва в Макрикори 1 представляют собой уникальный на сегодняшний день в Греции пример рвов, прорезанных в твёрдой скале. Два внешних датируются поздним неолитом. Они <...> имели ширину 1,20-1,70 м и глубину 0,35-1 м. Средний ров <...> датируется ранним неолитом. Он <...> имел глубину 1,20-1,50 м. Все три рва, как правило, имели V-образное сечение и были завалены мусором.

В Макриялосе I два больших концентрических рва общей протяженностью 470 м окружали территорию, оцениваемую в 28 га. <...> Внутренний и более крупный из двух концентрических рвов имел глубину до 3,5 м и ширину до 4,5 м и был вырыт в виде цепочки больших глубоких ям, которые с течением времени постоянно обновлялись. <...> Ров содержал последовательные слои мусора с поселения, а также первичные и вторичные человеческие захоронения".

Ну, о том, что в эпоху керамического неолита людей хоронили в ямах с мусором, я знаю на примере раскопок на Кипре (хотя это знание шокирует). Удивляет другое: судя по всему, сначала люди предпринимали титанические усилия, выкапывая ров на глубину до 3,5 м и ширину до 4,5 м, а потом засыпали его мусором с поселения. Это выглядит совсем нелогично. Ещё более нелогично выглядит ров, прорезанный в твёрдой скале на 1,20-1,70 м и глубину 0,35-1 м. С точки зрения фортификационных укреплений, это просто насмешка над здравым смыслом, детская шалость.

Объяснения концентрических рвов как защиту поселений от диких зверей или злонамеренных людей приходится отставить. Николина Николова проводит анализ ранненеолитических рвов в статье "Should we consider ditch enclosures as an element of the Neolithic package?" и приводит изображение рвов разного типа. Как видно, С-образные, "ямочные" или "рваные" рвы не способны в принципе защитить кого-нибудь от чего-либо. 

Major types of ditch enclosures (1–3) continuous ditches; (4) segmented ditches.

27 мая 2025

Димини (4800—4500 гг. до н. э.)

Димини на сегодняшний день остаётся самым известным поселением позднего неолита в Греции.

Неолитическое поселение организовано в виде ряда жилых террас, окружённых шестью или семью каменными концентрическими ограждениями, которые в целом повторяют естественный контур холма: каждое последующее ограждение находится на более высоком уровне относительно уровня предыдущей ограды, причём центральная часть находится на 4—5 м выше дна крайнего ограждения. Только первое, третье и четвёртое ограждения образуют полный контур вокруг памятника, тогда как второй и пятый, по-видимому, охватывают только восточную сторону кургана. Шестая и седьмая стены, выявленные Цунтасом (1908 г.), сегодня не сохранились.

Димини в настоящее время с высоты птичьего полёта.

План Димини по Цунтасу (1908 г.), с некоторыми дополнениями Теохариса (1973 г.). 

Под влиянием образа гомеровского города, который выявился в современных ему открытиях Микен и Трои, Цунтас интерпретировал Димини как хорошо защищённое поселение с «акрополем», где сидел и правил царь, проживающий в трёхстороннем здании первого ограждения. Ограждения воспринимались Цунтасом как высокие крепостные стены (хотя он и заметил ряд несоответствий этой конфигурации), тогда как центральное открытое пространство служило для сбора людей как в мирное, так и в военное время.

Сескло (5800-5200 до н.э.).

Изучение неолитической Греции началось в Фессалии с новаторских раскопок Цунтаса (1908 г.) в Димини и Сескло и выявления им шестидесяти трёх поселений. За ним последовал второй крупный синтез Уэйса и Томпсона (1912). Благодаря этим ранним работам и их впечатляющим результатам Фессалия стала центром неолитических исследований и основным ориентиром для последующих исследований по всей Греции; сложился «фессалоцентризм», который в некоторой степени сохраняется до сих пор.

Культуры  раннего  неолита  Юго-Восточной  Европы

Sesklo — очень интересный памятник. Вместе с Димини он составляет основу предыстории Фессалии.  Общий срок его существования составляет 5000 лет, охватывая весь неолит, хотя и с некоторыми перерывами. Помимо того, что Сескло является удивительно долгоживущим, он также является греческим памятником эпохи неолита, исследование которого длилось дольше всего: от раскопок Цунтаса в 1901–1903 годах вплоть до настоящего времени.  Площадь раскопок составляет 4500 м 2 , а общая площадь поселения оценивается в 12 га.

Свидетельства докерамической фазы (7510 г. до н. э. — 6190 г. до н. э.) с  глиняными (саманными) хижинами довольно скудны и неоднозначны. Этот период закончился разрушениями от пожаров. Средненеолитическое поселение занимало площадь около 20 гектаров и состояло примерно из 500–800 домов, а его население, по оценкам, могло достигать 5000 человек. Конец поселения среднего неолита ознаменовался обширными пожарными разрушениями, за которыми последовал длительный период запустения . Поселение позднего неолита было основано примерно 500 лет спустя. Об этом известно очень мало, однако стоит отметить, что в эпоху средней бронзы старое неолитическое поселение было преобразовано в могильник с могилами-урнами; такая же практика наблюдалась и в Димини.

Любопытно, как это соотносится с длинными курганами, которые похожи на длинные дома ЛЛК? Может быть и там старые поселения превращались в кладбища?