07 сентября 2022

Немного о брачных обычаях у эскимосов.


Из монографии Л. А. Файнберг "Общественный строй эскимосов и алеутов", с. 183-186:

"У чугачей, эскимосов тихоокеанского побережья Аляски, по сообщениям стариков — информаторов К. Биркет-Смита, видимо, относящимся к середине XIX в., в роли свахи обычно выступала мать юноши, а если её не было, — материнская тётка, материнский дядя, и лишь в крайнем случае отец юноши. О браке сваха сговаривалась с матерью девушки. Прежде чем дать ответ, мать девушки всегда спрашивала согласия у своей дочери. Таким образом, брак был обычно делом матерей и их родственников. Отстранение отцов от участия в нём бесспорно является отражением или пережитком матрилинейной филиации, когда отец и его родственники были чужими для своих детей.

На северо-западе Аляски брак ещё в конце XIX — начале XX в. заключался следующим образом. Юноша, решив жениться на какой-либо девушке, посылал ей с любым из общих друзей кожаные штаны. Как только девушка получала такой подарок, вся её семья собиралась на своеобразный совет. Если все члены семьи считали, что юноша, приславший подарок, достаточно опытный охотник и рыболов, чтобы обеспечить семью пищей, они разрешали девушке носить подарок. Как только юноша видел девушку в этом костюме, он немедленно перебирался в её дом и становился её мужем и членом её семьи.

Интересные пережитки материнско-родовых брачных норм отразились и в мифологии эскимосов. Эскимос Сагдлуак с реки Колвилл (Северная Аляска) рассказал К. Расмуссену предание «О сыне вождя, который женился на бурой медведице». В этом предании, в частности, говорится: «В прошлом между реками Кангианек и Нунатак было два селения, где жило много людей... У них был обычай, что молодая девушка приносила отборную пищу в кажим [1] и ставила её перед тем мужчиной, который ей нравился больше всех. Если мужчина ел её, это означало, что он женится на девушке». Видимо, в этом предании отразился реально существовавший когда-то у эскимосов порядок вступления в брак.

Обычай, по которому предложение делает девушка, а не мужчина, как известно, существовал в матриархальных обществах Западной Африки, у некоторых групп индейцев Амазонки, сохранявших особенно сильные пережитки материнского рода, и в других местах, и всегда он был генетически связан с материнским родом или его пережитками".

канадские эскимосы-инуиты, 1913 г.

---------------------------------------------------------------------------------

[1] Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий