Давным-давно, кажется, ещё в прошлом веке, я слышал этот анекдот:
Журналист берёт интервью у женщины, которая прожила со своим мужем 50 лет в счастливом браке без единой ссоры:
— Расскажите, как Вам удалось прожить столько времени со своим мужем, в мире и согласии?
— О, всё очень просто. В тот момент, когда мы обвенчались, мой муж посадил меня к себе на повозку и повёз на своё ранчо.
Во время той поездки, одна из лошадей споткнулась и он спокойно сказал: "Раз".
Спустя несколько минут, всё в той же поездке, эта же лошадь споткнулась ещё раз и он сказал: "Два".
И уже когда мы подъезжали к его ранчо, эта же лошадь споткнулась в третий раз.
Он сказал: "Три" — и просто пристрелил её. Я, естественно, начала кричать на него, закатила скандал, начала жалеть бедную лошадь…
— И что же?
— И он сказал "Раз"...
Если разобраться, здесь мы имеем акт жертвоприношения. "Бедная лошадь" была принесена в жертву ради "счастливого брака без единой ссоры". Кому была принесена в жертву лошадь — духам? богам? — спрашивать бессмысленно, потому что духи и боги тут ни при чём. Здесь сработал "механизм" запугивания, террора: "заткнись и помалкивай, а если станешь возникать, получишь пулю в лоб, как эта лошадь", - таков мессидж акта жертвоприношения, совершённого мужем. По сути, жена прожила 50 лет в браке без единой ссоры с мужем-террористом.
Этот анекдот я вспомнил, когда прочитал у Е. И. Кычанова и Л. С. Савицкого про жертвоприношения в тибетском культе бон. Нельзя не заметить сходства с вышеприведённым анекдотом.
"Различные бонские ритуалы, которые включали жертвоприношения животных, составляли важную часть государственных церемоний. Мы уже писали о том, что заключение договоров между Тибетом и Китаем в VII— IX вв. всегда сопровождалось священным ритуалом убийства животных. И когда вассал давал клятву верности своему сюзерену, то в жертву приносились лошади, собаки, ослы, обезьяны. Эта клятва периодически обновлялась. Наибольшее количество животных убивалось тогда, когда представитель знатного рода давал клятву верности самому цэнпо.
Китайские хроники той далёкой эпохи содержат описания бонских ритуалов, которые совершались каждый год в месте, где были похоронены предки цэнпо, во время обряда так называемой малой клятвы верности вассалов своему государю. Жертвенным животным (баранам, обезьянам, собакам) ломали ноги, полуживыми их потрошили и разрубали на куски, после чего главный бонпо обращался к божествам и духам неба, земли, солнца, луны и других небесных светил с призывом быть свидетелями этой обязывающей ко многому клятвы и помочь покарать в будущем нарушителей клятвы так же жестоко, как обошлись с жертвенными животными: «Кто изменит этой клятве, да будет тот изрублен подобно жертвенным животным». Затем присутствующие торжественно клялись быть верными цэнпо, который, в свою очередь, обещал высоко ценить эту верность. «Великая клятва» давалась раз в три года и отличалась значительно большим размахом торжественного обряда".
Несчастным баранам, обезьянам и собакам ломали ноги, их потрошили полуживыми и разрубали на куски с целью запугивания вассалов тибетского царя-цэнпо. Мессидж сего террористического акта таков: с вами будет то же самое, если вы, суки, вздумаете перечить нашему царю-батюшке.
Тема жертвоприношений многообразна. Но, как мне кажется, во всех случаях божества и духи лишь "приплетаются" к убийствам животных или людей, а на самом деле эти убийства им не нужны. И если где-то кто-то устраивает "техасскую резню бензопилой", причины этой резни исключительно земные, небесные боги и духи тут ни при чём.
Комментариев нет:
Отправить комментарий