Е. Н. Панов, затрагивая тему верхнепалеолитического искусства, говорит, что в юго-западной Европе главной темой первобытного творчества были изображения животных. В выборке Андре Леруа-Гурана (1911–1986) из 1522 скульптур и гравюр, найденных во всех регионах юго-западной части этого континента, на их долю приходится 1404 и только в 118 (7,7%) зафиксирован облик людей.
Если обратиться теперь к образу человека, то здесь обращает на себя внимание поразительная диспропорция в количестве изображений мужчин и женщин. 3. А. Абрамова, которая обобщила весь доступный ей материал с территории Евразии, получила следующие цифры. В выборке из 512 находок образ женщины запечатлён в 266 случаях, мужчины — в 24, и человека без определённых признаков пола — в 128. Кроме того, 94 памятника дают образ человекоподобных (зооморфных или аптропоморфных) созданий. Итог этих подсчётов таков: около 52% общего количества памятников составляют женские изображения, около 5% — мужские, около 25% — изображения человека без определённых признаков пола, около 18% — человекоподобные существа.
Учёные предпринимали множество попыток объяснить, почему в палеолите Евразии женские изображения количественно преобладают над мужскими. Что касается Е. Н. Панова, то он склоняется к мнению американского археолога Дейла Гутри, который считает, что женщин изображали мужчины, следуя тем же самым импульсам, которые на протяжении всей истории изобразительного искусства руководили художниками, работавшими в жанре ню.
Если верхнепалеолитическая живопись — дело рук мужчин, тогда придётся признать, что бычков на стенах пещер рисовали тоже они. И, если послушать Дейла Гутри, то, наверно, изображая животных, первобытные художники тоже следовали эротическим импульсам? Что за странная зоофилия у мужиков?!
Я могу объяснить мистическую связь женского и лунного циклов (см. по тэгу "менструация") и, исходя из этой связи, представить быков как своего рода инкубов, являющихся женщинам во дни их "самоизоляции". В таком варианте объяснения, преобладание быков и женщин выглядит скорее иконографично, нежели эротично, хотя, конечно, можно представить себе это и в жанре ню.
Критский бык и Пасифая |
А как объяснит Дейл Гутри связь быков с мужчинами, если считать последних авторами пещерной живописи? Зоофилия?—Смешно. Охота?—Но уже давно подмечено (исходя из анализа кухонных отбросов), что часто на стенах пещер изображены вовсе не те животные, которые являлись основным объектом охоты.
Я допускаю, что некоторые верхнепалеолитические изображения женщин можно интерпретировать в жанре ню.
Пластина из Гённесдорфа |
Рельефы пещеры Ла Мадлен |
Однако такие изображения довольно редки. Большинство же женских изображений не имеют ничего общего с эротикой.
Женские статуэтки, материал бивень мамонта, стоянка Мальта. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий