20 марта 2022

Иштар - законодательница.

Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 66 и сл.) приводит свидетельства о том, что Иштар почиталась как богиня справедливости. Вот так вавилоняне обращались к ней в своих молитвах:

"Ты выносишь суд человечеству со справедливостью и правом.
Ты смотришь на презренного и оправдываешь униженного каждый день".

Другой отрывок представляет богиню, восседающую в судах:
«Когда я присутствую на суде,
Я женщина, понимающая дело».
Reisner, SBH, 106, 45-8.

Она являлась покровительницей искусства управления и воплощением правосудия.

Инанна с кадуцеем

Законодатель в вопросах человеческих и божественных, она описана замечательными словами:

"У тебя вся власть суда и решения, а также закон земли и небес".

Следующие строки взяты из молитвы Ашурнацирапала I Иштар из Ниневии:

"Дело, выпавшее мне, [даже горе] словами я перескажу
Создательнице людей, [ей, которой] слава предлежит,
Ей, сидящей в Эмашмаш [1], [божественной Иштар], восхвалившей моё имя,
Царице богов, рукой которой законы богов исполнены,
Госпоже Ниневии, сестре высоких богов,
Дочери Сина, сестре-двойняшке Шамаша, [2] правящей всеми царями,
Той, что принимает решение, богине всех вещей,
Госпоже небес и земли, принимающей мольбу,
Слышащей обращение, прислушивающейся к молитве,
Сострадательной богине, любящей праведность,

Иштар-царице, подавляющей всякий беспорядок,
Все горести свои я буду изливать.
Прислушайся к моей горестной речи.
Пусть твоя душа утешит меня в мучительном рассказе.
Узри меня, о, госпожа, чтобы раскаянием сердце твоего слуги укрепилось.
Я, Ашурнацирапал страдающий ... твой слуга,
Смиренный, боящийся божества, погружённый в мысли, твой возлюбленный,
Учреждающий регулярные хлебные подношения непрерывно, дающий тебе жертвы.
Желающий твоих празднеств, украшающий твои святилища,
Создающий изобилие вина, радости твоего сердца, которое ты любишь. 

Из твоих уст исходит (указание) восстановить разрушенные (храмы) боrов.
И потому шатающиеся храмы я починил.
Разрушенных богов я построил и восстановил их на своём месте.
Собственность и подношения пирожных я учредил для них навеки.
Я создал ложе эбеновое, место для отдыха хорошо приготовленное, которое даст твоей божественности покой.

Обратная сторона:

Твёрдо [я установил твоё почитание].
Перед твоей божественностью [ я ходил честно.]
Но как того, кто не боится твоей божественности [совсем, ты поразила меня.]
Хотя у меня нет греха, и я не совершил бесчестья,
Однако вечно я ввержен [в горе].
Я бедствую, и нет мне покоя.
Со своего царского трона я сошёл,
Но к ужину, приготовленному не приблизился.
Вино, предложенное в поклонении, превратилось в зловоние.
От дворца и пирушек я удалился.
Удовольствий и радости жизни я лишён.
Мои глаза закрыты, и я не вижу.

Я не поднимаю их от земли.
Сколько, о госпожа, будет длиться болезнь, а мои колени дрожать?
Я Ашурнацирапал страдающий, боящийся тебя,
Хватающийся за платок твоей божественности, молящийся твоей царственности,
Взгляни на меня, ибо я буду молить твою божественность.
Поскольку ты разозлилась, смилуйся надо мной, усмири свою душу.
Пусть милость укрепит твоё сердце ко мне.
Прогони мою болезнь и устрани мой грех.
По твоему приказу, о, царица, пусть мне выпадет покой,
Жрецу-царю, твоему любимцу, который вечно неизменен.
Смилуйся над ним и прерви его несчастье.
Защити моё дело перед твоим возлюбленным, отцом богов, героическим Ашуром.
До конца дней буду восхвалять твою божественность,
[И твоё владычество] я буду прославлять в [собрании богов, советников] небес и земли". 

Как покровительница закона и порядка, она пользовалась поклонением царей Ассирии со времён Ашурнацирапала I до конца Ассирийской империи. Но этот аспект её деятельности присущ шумерской и аккадской Иштар, как мы узнаём из отрывка в Кодексе Хаммурапи:

"Тот, кто утвердил великие повеления Иннини".

В связи с этим аспектом божественной Justitia стоит её роль вестника, исполняющего указания богов:

"Та, что исполняет законы Энлиля [ты].
Острый меч [ты носишь на груди].
Создательница богов, исполняющая законы Энлиля.
Заставляющая травы расти, царица человечества,
Создательница всех вещей, направляющая всякое порождение .
Девственная богиня-мать, к которой не приближается ни один бог.
Величественная царица, указания которой неоспоримы."

--------------------------------------------------------------------

[1] Храм Иштар в Ниневии.

[2] Её так называют, потому что звезда Венера никогда не бывает на большом расстоянии от
солнца. [Наибольшее расстояние Венеры от солнца в любое время не превышает 40 градусов.]

Комментариев нет:

Отправить комментарий