09 июля 2023

Само-бытие.

Глядя на картину Юрия Володина «Монах» (2009),


я подумал: а возможно ли само-бытие человека? 

Ну, то есть, без живого общения с людьми я легко обхожусь и не испытываю никакой потребности в таком общении. Но при этом я же каждый день читаю книги, пишу всякое-разное в своём бложике...

А если попробовать жить как этот монах-отшельник на картине? Кажется, что он тяжело переносит своё одиночество...

Меня же интересует другое: как соотносится "качественность" души с само-бытием человека? Не происходит ли деградация умственных способностей в одиночестве? Кажется, нет, если почитать жизнеописания знаменитых "робинзонов". 

А что, если человек лишится зрения и слуха? В таком состоянии "градус" само-бытия значительно повышается, ибо человек формально уподобляется мертвецу. Покойники же, как известно, не видят и не слышат, не получают никакую информацию извне. Посмертное состояние можно было бы назвать идеальным само-бытием человека.

Меня, однако, "терзают смутные сомнения"... Мне кажется, что посмертного само-бытия не существует, ибо при смерти исчезает "самость" и связанные с ней феномены личности и индивидуальности. Само-бытие предполагает наличие "Я", однако древнегреческие мифы говорят нам, что воды загробной реки Леты смывают память человеческую. 

Культура есть память — по определению русского семиотика Юрия Лотмана. Если это верно, то также верно и обратное: без памяти нет культуры. А без культуры нет человека. Стало быть, посмертное само-бытие невозможно.

Очевидно, без метафоры воды здесь никак не обойтись. Само-бытие человека можно уподобить капле дождя: пока капля падает с неба на землю, - всё О.К., но как только она упадёт на землю, она перестаёт быть отдельной каплей, она утрачивает свою "самость" и сливается с другими каплями, образуя единый водный поток. Как "все дороги ведут в Рим", так же и все потоки, в конечном итоге, попадают в мировой Океан.

На картине Юрия Володина очень много воды. Сама картина нагнетает пессимизм, но вода привносит струю опримизма. "Не горюй, монах, и не переживай за своё само-бытие, ибо оно является каплей в океане Бытия". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий