Как известно, для патриархальных обществ характерна нуклеарная семья, в которой отец является основным добытчиком и кормильцем домочадцев, а мать занимается домашним хозяйством и воспитанием детей.
М. Л. Бутовская говорит, что "ряд авторов критикуют модель отца-кормильца, указывая на то обстоятельство, что в обществах простых охотников-собирателей мужчина обязан делиться охотничьей добычей с другими членами группы и, тем самым, не может с должной эффективностью обеспечивать собственную семью. В качестве аргумента они апеллируют к тому обстоятельству, что наиболее престижной добычей охотника является дичь крупного размера, которую, собственно, и делят с другими присутствующими. Если бы мужчина хотел максимально заботиться о собственной семье, он бы предпочтительно охотился на дичь среднего и мелкого размера, тогда бы она практически вся доставалась семье. Однако он всё же предпочитает рисковать, охотясь на крупного зверя. Почему? Возможно, первоочередной целью охотника является не снабжение семьи, а нечто иное. Например, обретение социальных и сексуальных бонусов от демонстрации охотничьего мастерства и дележа добычи с другими членами группы".
Да, действительно, на многочисленных примерах мы видели, что добыча охотника распределяется между всеми членами архаического общества. По сообщениям этнографов XIX века, в стойбище эскимосов свой кусок мяса получает и та женщина, муж которой ничего не добыл на охоте. Несмотря на то, что к тому времени эскимосы уже на протяжении нескольких поколений находились под влиянием европейской цивилизации с её принципом "купи подешевле - продай подороже". У них в XIX веке уже далеко зашло разложение родового общества, появились нуклеарные семьи.
Очень характерна и симптоматична эта связка между разложением родового строя и появлением нуклеарных семей. Для родового общества характерны "большие семьи"-линиджи, и часто такая семья занимает целую деревню. Соответственно, все взрослые члены деревни являются добытчиками и кормильцами маленьких детей. При такой раскладке номинальное отцовство не играет никакой роли, ибо каждый мужчина-охотник в деревне — "отец" для ребёнка.
Значит, в родовом обществе не было нуклеарных семей. А какой же патриархат без нуклеарной семьи?! Получается, что в первобытном обществе не было и патриархата. Ну, такого патриархата, как, например, в Древней Греции, - с гинекеями для жён, - точно не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий