Иисуса Христа обвиняли в том, что Он разрушает, разоряет, отменяет закон. Патриархальный закон. В своей Нагорной проповеди Он сказал:
"Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе!"
Н. Б. Мечковская обнаружила связь клятвы с праславянским глаголом *kloniti. Таким образом, в слове клятва «законсервирован» жест поклона. Весьма характерно, что однокоренное лексеме клятва слово клянчить ‘просить милостыню’ — заимствовано из польского языка, где глагол klęczyć означает ‘стоять на коленях’ и восходит к праславянскому *klękati ‘стоять или идти согнувшись, наклонясь’.
Возможно, - говорит Софья Агранович в своей монографии "Миф в слове и поэтика сказки. Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры", - это телодвижение, зафиксированное ритуалом как семиотическая единица, обозначающая смирение и покорность, восходит к животному жесту покорности, свойственному современным человекообразным обезьянам, и в конечном счёте — к жесту подставления самки самцу. Характерно, что Ксенофонт Афинский, согласно античным свидетельствам, не желая в соответствии с персидскими обычаями поклониться царю Киру, поскольку свободный грек этим бы себя унизил, сделал вид, что уронил с пальца перстень, и поднял его. Точно так же может быть осмыслена находящаяся на уровне грубой инвективы довольно распространённая русская вульгарная угроза поставить кого-либо раком.
Вот один из наиболее популярных у приматов ритуалов подчинения.
«Я видел однажды в Берлинском зоопарке, как два сильных старых самца-гамадрила на какое-то мгновение схватились в серьёзной драке. В следующий миг один из них бежал, а победитель гнался за ним, пока наконец не загнал в угол, - у побеждённого не осталось другого выхода, кроме жеста смирения. В ответ победитель тотчас отвернулся и гордо, на вытянутых лапах, пошёл прочь.
Тогда побеждённый, вереща, догнал его и начал просто-таки назойливо преследовать своей подставленной задницей, до тех пор, пока сильнейший не «принял к сведению» его покорность: с довольно скучающей миной оседлал его и проделал несколько небрежных копулятивных движений. Только после этого побеждённый успокоился, очевидно убеждённый, что его мятеж был прощён». Конрад Лоренц «Агрессия» (Источник).
Довольно любопытно, что в матриархальной крито-минойской иконографии мы видим молящихся, но нигде не видно коленопреклонённых молящихся.
![]() |
| Bronze female figure Late Minoan |
![]() |
| Бронзовая статуэтка. Двойной топор. Минойская культура, Крит |
![]() |
| Минойская скульптура. Бронза. 1600-1500 гг. до н.э. Кливлендский музей. |
![]() |
| Рисунок оправы золотого кольца из Исопаты, Крит. |
![]() |
| Статуэтка молящегося из Тилиссоса. Середина XVI в. до н. э. |
И даже в самой непосредственной близости к Божеству нет никаких коленопреклонений.
На этом фоне резко выделяется современная реконструкция ритуального комплекса в Кноссе, где изображён патриархальный "царь-жрец".
Лживость этой реконструкции даже не надо доказывать, она самоочевидна. И как характерно, что на реконструкции изображён именно ритуал подчинения, который, судя по всему, находится в эпицентре патриархальной культуры. Из этого ритуала сами собой вытекают все клятвы и присяги, против которых выступал Иисус. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8).









Комментариев нет:
Отправить комментарий