19 декабря 2025

Раненая "богиня" из Акротири (2).

(в продолжение предыдущей записи)

Картина из гробницы царя Хоремхеба, Фивы, восемнадцатая династия. Нефертем держит знак анх: круг с крестом под ним. Анх является знаком жизни и стоит рядом с огромным «Узлом Исиды», объектом, похожим по форме на анх. (Р. Х. Уилкинсон, Боги и богини Древнего Египта, стр. 134, 135).

"Конечно, не случайно петля с узлом украшает лоб раненой богини Хесте 3", - пишет Нанно Маринатос в своей монографии "Акротири". - "Художник выделил узел, скрепляющий петлю, — деталь , которая на оригинале нечётко видна".

Фрагмент фрески из Акротири с изображением женщины с травмированной стопой. Тира. XVII век до н.э.

По-моему, это такая же неприметная петелька, как и у крито-минойских танцовщиц со змеями. Там эта петля выглядывает из-под корсета под обнажённой грудью, а здесь почему-то торчит из-под волос на лбу, причём из темени как будто произрастает какое-то растение. Картина переполнена символикой.

"Эта же петля с узлом засвидетельствована на одеянии богини или царицы-жрицы на кносской фреске, известной как «Парижанка»".

"Парижанка"

Интересно, почему у "парижанки" такой большой сакральный узел, а у женщины с травмированной стопой — такой маленький? И почему он изображается в разных местах, - то спереди на лбу, то сзади за спиной, то спрятан где-то под корсетом?

Обратите внимание на узлы в одежде, а также на небольшую петлю между грудей.

"Эванс сразу осознал связь с Египтом; действительно, если сравнить минойскую завязанную петлю с египетским символом «Узел Исиды», сходство будет ошеломляющим".

Узел Исиды (тет) - древний египетский амулет

"Дополнительный свет на этот вопрос проливает осознание того, что египтяне называли сакральный узел «кровью Исиды» и делали амулеты из красного материала (чтобы отразить цвет крови)". Возможно, сакральный узел изначально использовался как повязка для впитывания менструальной крови.

При менструации продолжительность кровотечения варьируется от 3 до 8 дней. Эти дни называются "критическими" в жизни женщины, потому что в этот период её организм переживает некий кризис. Многие женщины привыкли ставить знак равенства между менструацией и страданиями.

С другой стороны, мы знаем, что знак лабриса часто помещался в тех местах, где "пахнет" смертью. 

И вот что удивительно: по-видимому, сакральный узел и лабрис — взаимозаменяемые символы. Во всяком случае, мы иногда наблюдаем их вместе.

Трехсторонний кулон из красной яшмы с Крита с гравировкой узла Исиды или анкха . (Н. Димопулу, Археологический музей Ираклиона, стр. 342).

Получается, где страдание — там и жизнь?

Недавно я слушал выступление одного педагога (к сожалению, не могу вспомнить его имя), который говорил, что правильное воспитание детей по сути сводится к стимулированию и развитию того, что он назвал "понималкой", "чувствилкой" и "воображалкой". Без развития этих трёх составляющих личность не состоится. «Над вымыслом слезами обольюсь» — строка из стихотворения «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…))» Александра Пушкина как раз и говорит о высокоразвитой личности поэта. 

В данном контексте припоминаются слова ап. Павла: "дано мне жало в плоть". Существуют разные спорные мнения о том, что имел в виду Павел, говоря о мучившем его "жале", но, судя по всему, он был в высшей степени чувствительным человеком. Может быть, не в последнюю очередь благодаря своей хронической болезни. 

Интересно, можно ли менструацию считать таким формирующим личность "жалом в плоть"? Ведь деградация начинается с отупения, а отупение наступает от бесчувственности. Получается, что самым опасным для человека является такое состояние, когда у него ничего не болит, - ни душа, ни тело. Живое — болит, мёртвое — не болит. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий