18 ноября 2025

Сатиры и менады: попытка истолкования мифологемы.

Фигурки "богинь со змеями" представляют собой одно из нескольких связующих звеньев между минойской религией и феноменом менад в позднейшем греческом культе Диониса. Менады классического периода известны тем, что они брали в руки змей во время своих экстатических танцев.

Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum). Мрамор. Кон. I в. н. э.

Экстатическое запрокидывание головы назад, характерное для менад в состоянии транса, отчётливо видно на крито-минойском кольце Исопаты.

Golden ring with theophany show and ecstatic dancing from women in flowered field, which celebrate the wondrous fact of earthly appearance of the goddess to mortals. The Goddess is depicted as a sacred form (above left) in the sky of the scene framed, by holy symbols. - Isopatos Tomb, Knossos, Crete - MiddleMinoan Era I I - PalaioPalatial Period (1800 B.C.)

Интересно, какова роль Диониса в "доведении" древнегреческих женщин до иссупления? (Кажется, рогатый "дионис" был в своё время и на Крите, оставив после себя легенды о Минотавре.)

Я уже давно обратил внимание на неизменных спутников Диониса — козлоногих и рогатых сатиров, похожих на чертей. При этом, существует довольно много изображений, на которых сатиры "пристают" к менадам. 


И, кажется, менадам не очень приятны эти грубые "приставания". А на килике из мюнхенского собрания тирс, увитый плющом, превращается в руках у менады в грозное оружие:


Убегающая менада ударяет тирсом сатира по яйцам, стараясь "остудить" его сексуальный пыл.

Мне кажется, козлоногие спутники Диониса "приставали" к менадам с согласия своего божественного "патрона". Он намеренно "бесил" их и выводил из себя. В какой-то момент одна из женщин впадала в истерику, и именно в этот момент бог "вселялся" в неё. От неё "заражались" другие женщины, впадая в исступление, и вот уже толпы одекржимых, неуправляемых женщин, неслись, запрокинув свои головы к звёздному небу, в горы. 

"Эвхия («призывающая Диониса») в поэме Горация uзумляеmся, когда после ночи, проведённой в плясках, перед её глазами предстаёт засыпанный снегом горный ландшафт:

... вакханка, восстав от сна,

Видя Гебр [1] пред собой, снежную Фракию...

...диву дивуется...

Во времена Плутарха, в конце I или в начале II в., - пришлось даже послать экспедицию для спасения менад, засыпанных на Парнасе снегом. Одежда мужчин, принимавших в ней участие, насквозь промёрзла. Вряд ли менады, даже если они носили на плечах оленьи шкуры, были одеты теплее мужчин", - говорит Карл Кереньи.

Иоганн Бахофен говорил, что в первобытном стаде самцы вели себя по отношению к самкам подобно сатирам. Но в какой-то момент они так сильно "достали" самок, что те буквально вышли из себя, восстав против звериной природы, и превратились в женщин. Это была самая первая "сексуальная революция" в истории человечества. Собственно, эта революция и положила начало человечеству.

Так вот, можно предположить, что за образом сатиров скрывались самые обыкновенные мужчины, которые, как мелкие тираны, "доставали" своих жён (и не только своих), бесили их, и доводили до умопомрачения. И тогда становится понятно, почему менады растерзали Орфея.

Мёбиус (1938-2012) — Менады с головой Орфея

Надо полагать, Орфей, как предтеча Христа, был растерзан женщинами за великие прегрешения мужчин.  

-----------------------------------------------------------------------

[1] Гебр - река во Фракии, которая лежит, заснеженная в зимнюю пору, у её ног. К. Кереньи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий