Кажется, римляне были любимчиками у Фортуны, богини удачи, и она всячески им помогала [1]. Когда читаешь историю древнего Рима, особенно периода Республики, не перестаёшь удивляться римскому "счастью" или, точнее говоря, "везению". Кровопролитные войны с соседями сменялись гражданскими войнами с массовыми репрессиями-проскрипциями (списками заподозренных в нелояльности, подлежащих беспощадному истреблению), восстаниями рабов и опустошительными эпидемиями, но все эти бедствия чередовались словно по расписанию. Не было такого, чтобы, например, нашествие варваров совпало по времени с чумой или восстанием рабов, так что римляне всегда имели дело лишь с одним бедствием, а не с двумя или тремя одновременно.
![]() |
| Manuel Krommenacker. Самниты в бою с римскими легионерами. |
Во время Второй пунической войны (218—201 годы до н. э.) римлянам помогала к тому же богиня Кибела, чёрный камень которой они привезли в Рим из Анатолии. Римляне в битве под Каннами потерпели сокрушительное поражение, но — о, чудо! — Ганнибал не пошёл на Рим. Видно, он расчитывал "договориться" с римлянами, а для победы нужно было лишь взять город в кольцо, обрезав все его коммуникации.
Потом было восстание Спартака с 73 по 71 годы до н. э. И повторилась та же ситуация. Kак известно, после первых успехов спартаковцев в их среде начались разногласия по поводу дальнейших действий. Спартак предлагал двинуться на север Италии, перейти Альпы и вывести рабов на их родину — в варварские края Галлии, Германии и Фракии. Kрикс хотел остаться в Италии и идти на Рим. Часть восставших его поддержала, но не Спартак. В результате споров произошло разделение его войска, и армия Kрикса отделилась от основного войска. Вскоре отряд Kрикса был разбит,
а сам он погиб в сражении. Войско же Спартака, громя римские легионы, быстро двинулось на север Италии и в битве при Мутине одержало победу над армией наместника Цизальпинской Галлии. Путь к Альпам был открыт, но неожиданно Спартак повернул обратно. Что заставило его отказаться от первоначального плана, так и осталось загадкой. Пока Спартак бродил по Италии, римляне собрались с силами, стянули легионы и разгромили восставших рабов. А если бы он вместе с Криксом пошёл на Рим, всё могло быть иначе.
-----------------------------------------------------------------
[1] Д. Брикель трактовал изображения на терракотовом фризе храма Матер Матуты VI в. до н. э. процессии пары колесниц, едущих навстречу (в одной из них, запряженной крылатыми конями, женщина, опирающаяся на плечо возницы) как иерогамию царя (основателя храма Сервия Туллия) и женского божества Фортуны, «роль» которого выполняла Танаквиль.

Комментариев нет:
Отправить комментарий