Эллен Макнамара в своей монографии "Этруски. Быт, религия, культура" (М.: ЗАО Центрполиграф, 2006) приводит известный отрывок из Ливия, который, поведав об образовании, полученном братом римского консула в Цере (современный Черветери) в IV веке до н. э., говорит: «У меня есть все основания полагать, что в то время римские юноши... изучали этрусскую литературу, подобно тому, как ныне они постигают греческую». "Нельзя сказать точно, какую именно литературу имел в виду Ливий, однако его слова позволяют говорить об этрусской учёности", - говорит Э. Макнамара.
Значит, у этрусков имелись книги, может быть даже своего рода "священные писания"... Но всё это исчезло, кануло в Лету времени. До нас дошли лишь чудом сохранившиеся обрывки этрусской литературы, которые египтяне использовали для пеленования своих мумий.
![]() |
| Надписи на льняных полотнах на этрусском языке («Льняная книга»). Ок. 250 г. до Р.Х. Загреб. Археологический музей |
А всё потому, что у римлян нашёлся только один Клавдий. Кажется, кроме него никто не проявлял интереса к культурному наследию этрусков. Все искали денарии. Впрочем, говорят, знатные римляне имели этрусских гаруспиков в своём личном окружении, и один из них, Спуринна, предупреждал Юлия Цезаря о Мартовских идах.
По мнению этрусков, высшим предназначением человека было истолковывать волю богов и жить в полном соответствии с нею. Этруски были фаталистами: чему быть — того не миновать. Они сохранили тот вид магической, мистической, нелогичной интерпретации явлений, от которой греки начали отказываться в пользу постепенно укрепляющегося рационализма, остававшегося бессмысленным для этрусков. Как справедливо отметил римский писатель Сенека Младший, в то время как рациональные объяснения молний предлагались в других местах, этруски неизбежно предпочитали сверхъестественное и чудесное объяснение.
Подобно романтикам и фрейдистам более поздних эпох, этруски верили, что существуют столь могущественные движущие силы, в которые разум не может проникнуть вовсе. Именно поэтому они придавали такое огромное и особое значение гаданию.
Во всём этом поражают ограничения, установленные богами - и известные этрускам, - в отношении продолжительности жизни не только людей, но и народов, и в первую очередь самих этрусков. Так, считалось, что человек может прожить максимум двенадцать циклов по семь лет каждый. По сообщению Светония, мы также знаем, что император Клавдий рассчитал продолжительность своей жизни, основываясь на этрусской религиозной системе: он отвёл себе девять периодов по семь лет и предположил, что умрёт в возрасте около 63 лет. Что удивительно, Клавдий действительно умер в возрасте 63 лет!
Одной из характерных особенностей этрусков, которая особо отмечалась в античности, была их любовь к музыке. Флейтист - одна из наиболее часто встречающихся фигур в этрусских изображениях. Флейтисты появляются на религиозных празднествах, военных парадах, на играх, пирах, на кухне и умели даже очаровывать своей игрой животных, выманивая их из нор. Заметившие это греки говорили, что этруски занимались кулачными боями, месили тесто и даже секли своих слуг под звуки флейты. Излюбленный тип флейты у этрусков имел две трубки.
![]() |
| Фреска "Флейтист" из гробницы Леопардов. V в. до н. э. Тарквинии. |
Иногда флейтисты и музыканты, игравшие на лире, танцевали под свою собственную музыку, но чаще всего приглашались другие танцоры, иногда державшие в руках кастаньеты.
![]() |
| Танцовщица. VI в. до н. э. Тарквиния, Гробница Львиц. |
Часто флейте аккомпанировала лира. Странно, однако, что сами этруски, судя по всему, не пели даже под аккомпанемент лиры, как это было принято у греков. Нет ни одного изображения этрусских певцов, а все упоминания о пении в Этрурии ограничиваются религиозным контекстом.
Сексуальные сцены, хоть и не полностью отсутствуют в этрусском искусстве, но встречаются гораздо реже, чем в греческом или римском искусстве.
![]() |
| Этрусская ваза, датируемая концом VI века до н.э. и в настоящее время выставленная в Музее искусств Сальвата в Риме |
Как мы знаем, в крито-минойской матриархальной культуре вообще не имелось подобных изображений, тогда как при раскопках римского города Помпеи, засыпанного пеплом Везувия, археологи обнаружили множество рисунков порнографического характера. Весьма скромная этрусская порнография говорит о неизжитом древнем матриархальном начале.
В этом отношении этрусская культура напоминает крито-минойскую культуру. Обе культуры как бы "застряли" в неолитическом прошлом, сохранили много архаических черт. Вот, например, акробат на этрусском скарабеоиде похож на крито-минойских акробатов.
![]() |
| Этрусский скарабеоид из сердолика с изображением танцора |
![]() |
| Этрусский скарабеоид из сердолика с изображением танцора |
На всём протяжении своей истории этруски продолжали использовать дерево для постройки храмов, поэтому сами храмы не сохранились до наших дней, в отличие от каменных сооружений греческого мира. Деревянные элементы храма покрывались терракотой, служившей одновременно украшением храма и его защитой. Как тут не вспомнить, что колонны знаменитого "дворца" в Кноссе на Крите тоже были деревянными?! По предположению современных учёных, они делались из перевёрнутого цельного ствола кипариса, сверху дерево облицовывалось штукатуркой и затем покрывалось краской.
![]() |
| Columns at the palace of Knossos |
![]() |
| "Дворец" в Кноссе, Крит. |
.%20%D0%9E%D0%BA.%20250%20%D0%B3.%20%D0%B4%D0%BE%20%D0%A0.%D0%A5.%20%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B1.%20%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.jpg)







Комментариев нет:
Отправить комментарий