22 декабря 2025

Про этрусских царей.

А. Л. Янко в своей монографии "Этруски: социально-политическая организация (VIII-III вв. до н. э.)" пишет о недавно обнаруженных дворцах этрусских царей: "На сегодня открыты дворец правителя из Луны VIII в. до н. э., дворец в Аквароссе у Витербо VII в. до н. э., дворец на Поджо Чивитате в коммуне Мурло у Сиенны VII-VI вв. до н. э., резиденция этрусских царей в Риме Regia, дворец аналогичного типа в Монтетосто в Цэре и т. п. (пока не определено назначение стен цитаделей VII в. до н. э. Рузелл и Ветулонии)". 

Я нисколько не сомневаюсь в том, что в VIII в. до н. э. у этрусков был патриархат, но немного "напрягает" совмещённость царских дворцов с храмами. У них что там — не было свободных мест под строительство храмов? Да и сами храмы, насколько я знаю, появились у этрусков сравнительно поздно. В Италии с древнейших времён поклонялись богам и истолковывали предзнаменования в святилищах под открытым небом. Такое святилище, расположенное на возвышении со ступеньками, можно увидеть в Кьюзи. 

Модель святилища из Археологического музея в Кьюзи.

Подобные сооружения сохранились до наших дней, и одно из них - на вершине холма в Марцаботто. Несомненно, эти сооружения предназначались для отправления религиозных обрядов и толкования предзнаменований. Строительство храмов, в которые помещалось изваяние бога, началось вместе с приходом антропоморфической религиозной концепции, согласно которой боги представали в образе людей.

Ну ладно, почитаем, что пишет А. Л. Янко про дворцы этрусских царей:

"Как правило, дворцы имели двойное назначение: были политическими и религиозными центрами. Дворец из Луны сначала совмещал эти функции, а с 500 г. до н. э. и до императорского периода здесь размещался культовый центр. Меньшее из зданий VII в. до н. э. на плато Пьяно дель Пезоро (Мурло) квалифицируется археологами как храм. Дворец VI в. до н. э. на Поджо Чивитате имел отдельное помещение для семейного культа. В этот период здесь размещался религиозно-политический центр окружающей территории, сначала археологи даже определяли его только как храмовый  комплекс. Об этом свидетельствовало изображение на терракотовых фризах религиозных процессий, пиров, собраний знати и конских ристаний. Дворец в Аквароссе интерпретируется как жилой комплекс, где также открыты терракотовые рельефы, изображающие процессии и пиры знати. После отмены царской власти в Риме Regia превратилась в храм, аналогичный процесс произошёл в Цэре со святыней Монтетосто. Итак, сначала царь, владелец дворца, совмещал функции правителя и жреца, позже произошли изменения вроде того, как в Риме после отмены царской власти осталась жреческая должность «rex sacrificulus» (царь жертвоприношений) (Liv., II, 2, 1)."

Тут, конечно, хотелось бы узнать, почему царь непременно должен быть ещё и жрецом, зачем ему весь этот маскарад с переодеваниями и религиозными процессиями? И чем конкретно занимался царь, когда он одевался жрецом? Он что, занимался предсказаниями по полёту птиц? Но и без него хватало предсказателей.

Интересна оговорка о том, что сначала археологи определили дворец на Поджо Чивитате как храмовый комплекс. Может, это было сооружение для проведения общественных праздненств, как на Крите? 

"Х. Беккер особо подчёркивает, если можно так выразиться, «банкетную» функцию комплекса, утверждая, что аристократический род, правивший этой местностью, устраивал пиршества с целью консолидации местной элиты (исследовательница даже предполагает на основании подсчёта посуды количество пирующих в пределах от 20 до 59). Пир был местом проявления щедрости хозяина (верховного правителя) и местом обмена подарками. Здесь уместно вспомнить о реципрокном обмене (обмене дарами) как основе социально-экономических отношений в восточном обществе".

"Как известно, - пишет далее А. Л. Янко, - основой древневосточных цивилизаций были дворцовые и храмовые хозяйства", что, в общем, согласуется с существованием храмовой земельной собственности в ранний период истории этрусков. Но следующий его пассаж вызывает возражения: "Поскольку раскопками определено, что жильё правителя и храм существовали в одном месте, а царь совмещал обязанности правителя и жреца, следует говорить о дворцово-храмовой форме собственности на землю".

Храмовая экономика нам хорошо известна, а вот "дворцово-храмовая" — это что-то новенькое. Храмы и без царей производили всё — от статуй богов и священной утвари до хлеба и пива для ежедневных ритуалов и нужд персонала. Цари им были так же нужны, как собаке — пятая нога.

В данном контексте большое значение имеет «Тирренский экскурс» Посидония из Апамеи (135-51 гг. до н. э.). Здесь содержатся сведения о четырёх категориях населения поздней Этрурии: знати, её приближенных слуг, «большинства свободных» и рабов. О царях здесь не сказано.

А как же этрусские лукумоны, которых Википедия считает эквивалентом лат. rex «царь»? Ну, изначально это были своего рода некроманты, вызывающие духов мёртвых из-под земли (см.: Про этрусских лукумонов). Их власть была неразрывно связана с авторитетом носителей эманации духов земли. Кстати, это связано с символизмом mundus, священной норы, с которой начиналась закладка древних городов Италии. Mundus представлял собой вход в подземный мир и служил местом общения живых с предками. При начале строительства города выкапывалась глубокая яма, куда помещали жертвы, а затем над ней возводился алтарь. В некоторых случаях, как в Риме, над mundus был построен колодец, закрытый в течение всего года, но открывавшийся в особые праздники, связанные с почитанием духов предков (manes).

Так что с этрусскими царями не всё так просто. Наличие знати после 700 года до н. э. у этрусков никто не отрицает. Роскошные этрусские гробницы демонстрируют могущество и богатство семьи умершего, способной столь изысканно украсить и расписать эти гробницы, а также устроить пышные «празднества». Гробница Колесниц в Тарквиниях, на фресках которой изображены многочисленные зрители, сидящие на трибунах во время конных и атлетических соревнований, очень показательна в этом отношении. Но как назвать покойников, лежащих в этих гробницах? Были ли они царями, или может то были удачливые купцы, баснословно разбогатевшие на торговле изделиями из металлов? У нас нет никаких оснований полагать, что все этрусские металлурги и кузнецы находились в единой государственной корпорации. А раз так, значит каждый этруск был "кузнецом своего счастья" (интересно, что в английском языке fortune одновременно означает и "счастье", и "богатство"). Когда-то и США были "страной равных возможностей", а теперь там сидит "царь" Трамп. Может и у этрусков появились "цари" (тут показателен случай в Вейях), но лишь в самом конце их истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий