И. Бахофен трактует "вакханалии", связанные с вином и сексом, как позднейшее извращение и вырождение культа Диониса.
![]() |
Вакханалия — Огюст Левек |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
«Праматерь» — одна из самых известных скульптур Лепенски Вир. Интересно, что почти идентичная скульптура была обнаружена в Капденад-ле-О (Capdenad le Haut), Франция. Она датируется 3200-2800 гг. до н. э., что означает, что она по крайней мере на 3000 лет моложе. Тем не менее, сходство настолько поразительно, что не осталось незамеченным учёными.
Перед тем как изложить здесь "наблюдизмы" Иоганна Бахофена относительно культа Диониса в Древней Греции, я сделаю три замечания.
1. "Сверхновая" вспышка культа Диониса в Древний Греции произошла в "тёмные века" её истории, в "провальный" период между гибелью микенской культуры и рождением классической культуры Эллады. Времена были ужасные, и вот, посреди этого кровавого ужаса, - откуда ни возьмись, - появился новый культ. Женщины буквально "ломились" в этот культ, одновременно спасаясь в нём от удручающей реальности, консолидируясь и группируясь для противодействия мужским насилиям, обретая в культе сверхъестественные силы для установления "нового порядка". Можно сказать, что основные "силовые поля" классической культуры Эллады были сформированы внутри массовых народных движений в рамках культа Диониса.
2. Очевидно, что сам культ Диониса явился поздней "отрыжкой" умерших матриархальных культов на Крите и в Эгеиде. Дионис очень сильно напоминает быкоголового консорта Богини, каким мы его знаем по раскопкам в Чатал-Хююке. В этом смысле, рождение культа Диониса можно считать возрождением крито-минойских матриархальных культов в новых исторических условиях. И, наверно, культ Аттиса и Кибелы также является "ремиксом" более древних культов Анатолии, коренящихся в том же Чатал-Хююке. Именно поэтому, исследуя культ Диониса, мы приближаемся к постижению крито-минойской религии.
3. И здесь мы уже выходим на более широкие обобщения. Можно, с одной стороны, представить всех "умирающих и воскресающих" богов Средиземноморья как "местночтимые" иконы-проекции консорта Богини, а, с другой стороны, можно увидеть Голгофскую мистерию Иисуса Христа как высшее и последнее проявление этой древнейшей мифологемы смерти и воскресения, уходящей корнями в пещерные глубины палеолита.
"В прошлом, возможно, основной социальной единицей коренных народов Севера был род. Но это недостоверно. Потому что бескрайние просторы Севера внушают людям дух свободы. Так, по наблюдениям Н. Ф. Каллинникова конца XIX – начала ХХ вв., на Чукотке «родового начала нет. Осёдлые живут деревнями, и каждый хозяин вполне независим от своего соседа; кочевые же прямо кочуют, даже не родством, а товариществами, сообразно количеству рабочих рук и оленей. Товарищества эти страшно непрочны: на зиму они устраиваются в одном соседстве, а на лето его меняют и пристраиваются к другому [1]. ... На восток от Нижнеколымска и Маркова нет никакого устройства, ни родового, ни общинного; да и около этих центров родовое начало, я думаю, или пережиток старины, или недоразумение, основанное на незнании быта инородцев».
Источники XIX в. сходятся в том, что у чукчей (а равно и коряков) не было развитой властной иерархической структуры: «Чукотские начальники ... не пользуются однако ж большим уважением. Влияние их обыкновенно зависит от их богатства и физической силы» (А. Э. Кибер); «У чукчей есть свои старшины – эремы, которые, однако, никаким особым почётом своих «подданных» не пользовались. Они имели значение как вожди во время войн» (И. В. Шкловский); «Каждый глава семьи – самодовлеющий хозяин, живущий по своему собственному желанию там или здесь, работающий в товариществе, или самостоятельно, соответственно его вкусам и обстоятельствам» (Н. Ф. Каллиников); «В собственном своём обиходе чукчи не признают власти никаких старейшин» (А. В. Олсуфьев).
Цитата из третьего тома "Материнского права" И. Бахофена:
"Уничтожение амазонства и гетеризма, равно как и подчинение обоих этих явлений чистому брачному закону связано с аполлоническим культом. Выродившийся теллуризм с его безутешностью уступает место религии света, которая с приходом мужского бога, рождающегося из тьмы и преодолевающего её, чает возвышения и для всего человеческого бытия. С Аполлоном-Эойем связана теперь та светлая надежда, которой недоставало сугубо хтоническому культу матери. С восхождением от тёмной первобытной материи к свету, рождённому из её утробы, человеческий род оставляет позади ту ступень, на которой он прежде видел во всяком зачатии одну лишь гибель, во всяком человеке — брошенный за спину камень. На смену смерти приходит вера в жизнь и спасение. И если первая была связана с материнским веществом, то последняя находит себе опору в мужском божестве и его светлой природе".
Здесь Бахофен предстаёт во всей своей "красе" как рационально мыслящий протестант, как "книжник" (scholar), абсолютно чуждый жизни духа. Но и к протестантству он относится лишь "постольку, поскольку", по касательной линии, поскольку его невозможно назвать религиозным человеком, а уж тем более — мистиком. Потому что мистики говорят нечто совершенно противоположное.
В Сети пишут о "феномене Тувы": на фоне демографической катастрофы в России, Тува являет демографическое чудо. Тува опередила даже Чечню по рождаемости (Источник).
![]() |
Коэффициэнт рождаемости по регионам РФ. |
Тувинцы "плодятся и размножаются" вопреки всем негативным факторам. Во-первых, в Туве самый большой в России уровень рождения детей вне брака. Во-вторых, Тува является лидером России по числу абортов. И в-третьих, Тува же в рейтинге регионов по уровню бедности стабильно держится на 83–85 местах из 85 возможных (Источник).
В чём же причина столь удивительного феномена?
В статье об индо-римской торговле Википедия сообщает, что "основными торговыми партнёрами в Южной Индии были тамильские династии Пандея, Чола и Черас" (Источник).
Пандея — это Пандья, или государство под управлением рода Пандьев на территории расселения тамилов дравидийской языковой семьи.
![]() |
О его существовании было известно ещё древнегреческому путешественнику Мегасфену, который приписывал основание рода дочери Геракла.
И. Бахофен в третьем томе своего "Материнского права" приводит эту историю. И хотя я считаю её не более чем историческим анекдотом, мне захотелось разместить её в данном блоге.
![]() |
Печать «прото-Шивы» — «Пашупати» (Владыка животных) , изображающая сидящую и, возможно, трехглавую фигуру, окружённую животными; около 2350–2000 гг. до н. э. |
![]() |
Йогическое Божество М-305 |
![]() |
Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро |
Лицо этой бронзовой танцовщицы явно принадлежит к веддо-австралоидному расовому типу. Характерные черты австралоидов: тёмная кожа, широкий нос, толстые губы, волнистые волосы, сильный рост волос на лице и теле.
![]() |
Австралоидный расотип |
*) Самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Ю. А. Валова в статье "Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков" представляет результаты эмпирического исследования взаимосвязи процесса самоактуализации у подростков и особенностей их половой жизни. Оказывается, что у девушек, не живущих половой жизнью, самоактуализация выражается в большей независимости взглядов и убеждений, гибкости и естественности поведения. Девушки, обладающие относительной независимостью, те, кто руководствуются своими убеждениями, установками и принципами, не начинают рано жить половой жизнью. И наоборот: чем более девушка подвержена влиянию большинства, тем раньше она начинает половую жизнь.
Я уже высказывал свои подозрения насчёт того, что древние матриархальные общества должны были иметь какие-то конгрегации дев. Может быть, весталки в Древнем Риме были "последними из могикан" таких конгрегаций?
Во всяком случае, матриархат подразумевает женскую независимость. Но девочка не может обрести независимость взглядов, если её выдают замуж в подростковом возрасте.
Экстракт из статьи "НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ОГРАЖДЕНИЯ В ЮЖНОЙ ПОРТУГАЛИИ (4 ТЫС. ДО Р. Х.): НОВЫЕ ДАННЫЕ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ", написанной António Valera и Cláudia Costa:
"Согласно имеющимся данным, около 3450/3400 г. до н. э. началось строительство сплошных ограждающих конструкций с рвами в западной Иберии и во внутренних районах Алентежу. Внутренние районы Алентежу представляют собой основную концентрацию рововых ограждений Португалии и одну из крупнейших в Иберии. Хотя небольшие рвы встречаются уже в раннем неолите, как это зафиксировано в Сеньора-да-Алегрия и в районах Валенсии и долины Эбро, кажется, что именно с середины 4-го тысячелетия до н. э. рвы чётко определяют замкнутые пространства Алентежу. Эта тенденция будет продолжаться в течение халколита, пока их не перестанут строить в конце 3-го тысячелетия до н. э."
"Манипуляции с человеческими останками и погребальные практики присутствуют на протяжении всего временного промежутка этого явления (хотя с большей интенсивностью в течение 3-го тысячелетия до н. э.)".
Авторы статьи говорят, что "во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. мы можем наблюдать в регионе «взрыв» иконографии с появлением разнообразных предметов (альмерийские статуэтки, идолы из сланцевых пластин, «роговые» идолы, зооморфные статуэтки, символические украшения, предметы из слоновой кости), контрастирующих с их редкостью или отсутствием в предыдущие времена".
По всей видимости, хурриты являлись потомками субареев, древнейшего населения Северной Месопотамии. Но в Бронзовом веке они оказались под "крышей" арменоидной военщины, после вторжения индоиранцев (ариев). После этого у хурритов сложилось своеобразное "двоеверие": патриархальные "верхи" и матриархальные "низы". Хурриты выступают наиболее вероятными основателями куро-аракской культуры, а также триалетской культуры на Кавказе. Вероятно, в триалетскую эпоху население Закавказья начинает переходить на индоевропейский протоармянскый язык. Во всяком случяае, триалетская культура — типично арийская, с богатейшими погребениями военных вождей в группе больших курганов.
А. Дугин полагает, что хурриты принесли на Кавказ анатолийский хатто-хурритский мифологический комплекс. (В чём я сомневаюсь.) И далее он пишет:
"Если мы зафиксируем это принципиальное положение, то мы должны искать в мифологии кавкасионов прежде всего общий гештальт Великой Матери — Кибелы [1]. То, что Кибела в Анатолии была богиней гор, а также богиней охоты [2], заставляет нас обратиться к аналогичным фигурам кавказской мифологии. В этом случае мы — в качестве гипотезы, разделяемой рядом исследователей кавказской традиции — можем предложить в качестве наиболее близкой фигуры образ грузинской богини охоты и гор Делы.
Эпифиз, или шишковидное тело, издревле называли «вместилищем души» и «третьим глазом».
Сегодня считается, что шишковидная железа вырабатывает около 80% мелатонина, который называют гормоном сна из-за его связи с биоритмами. Биохимики и врачи говорят, что высвобождающийся в ночное время мелатонин способствует чистке нейронов, устраняет свободные радикалы и снижает артериальное давление во время сна. Разделить день и ночь помогает сетчатка глаза: когда количество попадающего на нее света снижается, запускаются импульсы, активизирующие шишковидное тело. (Именно по этой причине перед сном советуют отказываться от «голубых экранов». Их свет подавляет выработку мелатонина и нарушает циркадные ритмы.) В каком-то смысле эпифиз действительно оказался «третьим глазом», который реагирует на свет и отделяет его от тьмы.
![]() |
Incised image of a female from Go¨bekli Tepe |
![]() |
Пример символического изображения змеи в Гёбекли-Тепе |
Изображение (менструирующей?) женщины из неолитического ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе напоминает изображения богини Ладжа Гаури.
Ранние изображения Ладжа Гаури были найдены на печатях индо-хараппской культуры, то есть образ этой богини явился из неисследимой древности.
Обычно её голову заменяет распустившийся цветок лотоса.
![]() |
Столб с рельефным изображением сетки из змей, под которой находится животное (баран?). |
Эту картину на одном из столбов неолитического ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе можно было бы назвать "Судьба человека". Человек, в виде барана, и нависающая над ним сеть Судьбы, сплетённая из змей.
"Символизм петли, связывания, сети сопряжён с хтоническими мотивами матриархата, где женские божества ткут структуру онтологии, завязывая и развязывая узлы космической ткани, что соответствует череде рождений и смертей" (А. Дугин). В норвежской космологии три нестареющих женских божества обитают под корнями Иггдрасиля, вечнозелёного Мирового дерева, прядут и плетут целостную паутину жизни во времени и пространстве.
"Магическая интерпретация символики узла, «связывания» лежит в основе колдовских, магических ритуалов" (Кудаева З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры). Те, кто занимался прядением, знают, что это медитативное занятие. Монотонная, однообразная деятельность, при концентрации внимания в одной точке, создаёт спираль или воронку, погружение в которую приводит к трансовым состояниям сознания. У нивхов во время охотничьего сезона женщинам, остающимся дома, строго запрещалось вышивать узоры, так как считалось, что охотник может заблудиться в тайге или бесконечно кружить по одной и той же дороге, как замысловато кружится под рукой женщины вышивка орнамента.
А. Дугин говорит об Уральских горах, которые разделяют два пласта архаического доиндоевропейского матриархата в общем пространстве евразийского материка.
![]() |
Место народов уральской семьи в контексте примордиальных культурных кругов Евразии |
Обе половины материка, "вероятно, в примордиальные эпохи представляли собой матриархальные цивилизации, где доминировал Логос Кибелы — палеоевропейскую на западе и палеоазиатскую на востоке. При этом палеоевропейская цивилизация была связана с европеоидным типом и сельским хозяйством, а палеоазиатская — с монголоидным типом и с практиками охоты, рыбной ловли и собирательства. Собственно патриархальную цивилизацию, Логос Турана мы фиксируем между этими полюсами — в Великой Степи, где располагается индоевропейская прародина. Отсюда патриархат распространяется вместе с носителями курганной культуры во всех направлениях, оказывая своё влияние и на запад (накладываясь на палеоевропейский матриархат), и на восток (накладываясь на палеоазиатский матриархат), оттесняя всё дальше к береговой зоне Евразии культуры Кибелы" (Цит. по: Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 549). Указывая на связь фигуры медведя с циклом Великой Матери и женским символизмом у дагестанских народов, А. Дугин говорит: "Эти предания напоминают медвежьи ритуалы палеоазиатов, которые, однако, географически завершаются там, где индоевропейские и в целом патриархальные влияния культуры Турана рассекают архаическую матриархальную культуру палеоазиатской Евразии, оттеснённую на самую периферию евразийского материка — в циркумполярные зоны северо-востока, в Северную Сибирь и тундру. Встретив — пусть отдалённые — аналоги этих ритуальных мотивов на Кавказе, среди народов, генетически восходящих к анатолийской культуре палеоевропейцев (хурритов), мы оказываемся свидетелями почти полностью стёртых следов единства цивилизации Великой Матери, объединявшей некогда в единый культурный крут все пространства Евразии, а также других примыкающих к ней континентов — прежде всего зону Северной Америки, сплочённую общим горизонтом («цивилизация Великого Ворона») с палеоазиатской протоцивилизацией Евразии" (С. 689).
Лучше и не скажешь о вторичности патриархата, о его паразитической сущности. Патриархат отнюдь не примордиален и не самодостаточен. Он возникает и распространяется лишь на питательной среде, созданной матриархальными цивилизациями. Сам он ничего не создаёт, а лишь потребляет и "переваривает" уже созданное до него. Энтелехия патриархата — государство — в своих изначальных формах представляет собой аппарат для сбора дани, и ничего более (см.: Полюдье).
Новые данные «омолодили» диск из Небры на тысячу лет. Раньше его относили к унетицкой культуре Центральной Европы (ок. XVII века до н. э.). Теперь он считается кельтским артефактом VII века до н. э.
![]() |
Диск из Небры. |
Этот диск напоминает крышку от волшебной мельницы Сампо. Карело-финский эпос представляет Сампо как образ Вселенной в виде ручной мельницы, дающей любое количество пищи и драгоценностей.
А. Дугин предполагает здесь иранское влияние идеи хварено, «царского счастья». Образ Сампо в тексте самой «Калевалы» назван «сшитым ободом», то есть кругом, но именно так — в виде диска — и изображалось хварено. Вместе с тем, ручная мельница Сампо описана как имеющая крышку с изображениями звёзд и светил, вращающихся вокруг своей оси. Утрата крышки со звёздами означает в «Калевале» падение Мирового Древа на далёком севере, что символически связано с утратой вертикальной ориентации — ноологической катастрофой.
Кельтское влияние на финнов подтверждается карело-финским эпосом. В нём есть параллели между волшебным котлом кельтского бога Дагды, способным всех накормить, и мельницей-самомолкой Сампо из «Калевалы».
У ацтеков существовал ритуальный 260-дневный календарь тональпоуалли, который соответствовал цолькину у майя. Структура священного календаря была, вероятно, унаследована ацтеками и майя от более древних тольтеков. Происхождение тональпоуалли неизвестно, однако на этот счёт существует несколько теорий, например, что он представляет собой венерианский цикл или соответствует периоду беременности у человека. Так или иначе, но периоды видимости Венеры между первым появлением как Утренней и Вечерней Звезды и исчезновением занимают в среднем 260 ночей, что соответствует времени между зачатием и рождением. Википедия сообщает, что с момента зачатия в среднем беременность у женщин длится примерно 9 месяцев (266—270 дней), с крайними значениями в 250—285 дней. Получается, что женский менструальный цикл совпадает с лунным циклом, а женская беременность — с венерианским циклом.
![]() |
Венера Лоссельская, в правой руке держит рог бизона (тура) с 13-ю зазубринами, означающими 13 лунных месяцев, а левая рука указывает на беременность, которая, очевидно, связана с бычьим рогом. |
Остров Делос (или Дилос) был последним священным островом в Эгейском море. Многие поколения древних греков строили здесь храмы Аполлона, Латоны и Афродиты, Артемиды и Исиды. Там был "портик быков" рядом со священной рощей, "портик рогов", бесплатные гостиницы для богомольцев, святилище Диониса. Львы на знаменитой Львиной террасе были изготовлены в конце 7 века до нашей эры мастерами Наксоса и присланы на Делос в качестве дара Аполлону.
![]() |
Терраса львов Делоса, Греция. Первоначальный ряд из 9-12 (хотя их могло быть и 16) каменных львов созданных около 600 года до н.э. жителями острова Наксос в честь бога Аполлона. |
В продолжение и развитие темы о "крито-карфагенской" богине.
Я заметил, что крито-минойскую "безымянную" богиню и финикийско-карфагенскую богиню Танит сближает общая морская тематика.
У эскимосов главным божеством является морская богиня Седна. У чукчей аналогичный персонаж известен под именем «Моржовая Мать».
У чукчей есть предание, что за какое-то преступление отец решил утопить свою дочь, которая вцепилась в края лодки, и он вынужден был отрубить ей пальцы веслом. После этого она утонула и превратилась во Владычицу подводного мира в образе гигантского моржа. Её пальцы стали моржами, тюленями и китами, а сама она «Моржовой Матерью».
Этнографические исследования позволяют нам взглянуть на «Мать Моржовую» как бы через увеличительное стекло и увидеть в ней то, чего мы не замечаем в средиземноморских богинях.
Maximus101 говорит, что "практически все парные животные, а тем более хищные птицы, в древности были связаны с культом Богини Матери, ибо дуальность — это её неотъемлемое свойство".
С этой точки зрения любопытно взглянуть на сдвоенные (или "бинокулярные") сосуды Кукутень-Трипольской культуры.
Бинокулярный сосуд. Кон.V-нач.IV тыс. до н.э. Глина. Национальный музей истории Украины, Киев. |
Бинокулярный сосуд. IV-нач.III тыс. до н.э. Глина. Винницкий краеведческий музей. |
И снова — о "духе времени", который отражается, как в зеркале, в артефактах культур Крита и Судана.
![]() |
Пифос с изображением трёх рядов спиралей, из Старого дворца в Фесте. 1850-1700 гг. до н. э. |
Крито-минойскую "безымянную" богиню и финикийско-карфагенскую богиню Танит сближает общая морская тематика.
Где-то я читал, что у шаманов имеются "входы" в неординарную реальность, то есть в потусторонний мир, мир духов и мёртвых. Таким "входом" может быть, например, дупло дерева в ординарной реальности, или какая-то нора в земле, или вход в пещеру. В этом смысле, море является одним большим "входом" в преисподнюю. Отсюда понятно, что дельфины и восьминоги, в изобилии представленные в крито-минойском искусстве, могут трактоваться, с одной стороны, как психопомпы, т. е. проводники душ умерших людей в потусторонний мир, а, с другой стороны, как вестники ("ангелы") Богини.
![]() |
Керамика минойской эпохи. Для бронзового века практически невозможно найти художественную культуру, которая умела бы рисовать животных лучше минойцев. |
![]() |
Символическое изображение Танит на стеле карфагенского тофета. 3 век до н. э. |