20 мая 2022

Негодяй.

"Негодяй — не ругательство. Негодяй — точное определение человека, не годного для жизни" (М. Горький).

В этом смысле Мистер Бин — законченный негодяй.

Это абсолютно неприспособленный для жизни человек. Всюду, где появляется Мистер Бин, он поступает как слон в посудной лавке: ломает и портит всё вокруг себя, ведёт себя как донельзя избалованный ребёнок. У меня он вызывает чувство отвращения и даже омерзения. Хотя этот мелкий пакостник симпатичен множеству людей, - его YouTube канал имеет 30,3 млн подписчиков. Может быть, отчасти, из-за этой бешеной популярности негодяя в современном общесте я и стал читать "Кризис современного мира" Рене Генона.

К вопросу об этрусском матриархате.

"В 20х числах сентября 2013 г., в районе Тарквинии было обнаружено очередное этрусское захоронение.  Захоронение было датировано 610-600 до н. э. и было совершенно нетронутым: церемониальные предметы, керамика, ювелирные украшения, оружие, -- всё было на месте. Внутри было 2 каменных платформы: одна -- большая, со скелетом и копьём, а другая -- поменьше, с частично кремированными человеческими останками:


Как это обычно бывает, скелет с копьём тут же нарекли воином, а обгоревшие останки -- его женой. Но, как показал остеологический анализ скелетов, проведённый 26 сентября, 2013, нетронутый скелет с копьём принадлежит женщине, а кремированный, на маленькой платформе -- мужчине". 

Об этом я прочитал у abintra2 в записи "Гробница этрусского принца. Краткий рассказ о том, как пишется история". 

Я не берусь толковать, что означало сие копьё в контексте этрусских погребальных практик, - мне интересно другое. Труп мужа был кремирован, а труп жены был погребён в целости и сохранности. Такого я ещё не видел. Что бы это значило? Как это объяснить? Мы знаем, что отличительной чертой культуры Вилланова была кремация умерших с последующим захоронением праха в урнах характерной двухконусной формы. Но почему останки жены не кремировали? Доктор Рэндалл Маклвер недавно доказал, что в Тоскане погребения с кремациями культуры Вилланова через некоторое время сменились погребениями с трупоположениями, которые он приписывает этрускам. Если этруски были народом пришлым, тогда получается, что здесь мы наблюдаем совмещение двух культурных традиций. Муж был представителем культуры Вилланова, и его похоронили по обычаю предков, посредством кремации останков, а жена была из народа этрусков, и её похоронили согласно этрусской погребальной практике. Причём, кажется, в этой семье жена занимала доминирующее положение.

Карфаген как США.

"Карфаген в период расцвета до смешного напоминал США 1865-1929 годов — страна, где любой человек, обладающий умом, деловой хваткой и стартовым капиталом, способен получить то, что он заслуживает. «Коммерческая цивилизация» приветствовала частную инициативу. «Там каждому дают возможность стать богатым!» — непритворно восхищается Аристотель. В Карфагене не душат запредельными налогами. Не конфискуют собственность при смене власти. Управленческая бюрократия пусть и коррумпирована (как везде), но эффективна. Отсутствует мобилизационное бремя — армия наёмная, следовательно ремесленника, квалифицированного рабочего на верфях или фермера не призовут под знамёна, если наступит грозный час. Средний класс может быть спокоен: его интересы соблюдаются.

Греки умудрились за минимальный срок эллинизировать даже суровых римлян, пускай и встречая сопротивление ретроградов наподобие Катона, убеждённых, что «греческая зараза» погубит Рим. В отличие от Эллады, пунийцы не стремились делиться своим культурно-цивилизационным наследием с покорёнными и соседствующими племенами. Они не пожелали «карфагенизировать» Ливию, Иберию или западную Африку по своему образцу. То есть превратить (насильно или по доброй воле) всех прочих в условных «карфагенян». Финикия и Карфаген не захотели стать цивилизаторским фактором ни в Африке, ни в Европе. Не видели необходимости передавать свои знания другим народам — знали, что через два поколения варвары будут знать и уметь всё то же самое, а значит... Значит, появится потенциальный конкурент".

Так пишет Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена». Не вступая в спор с автором, я, тем не менее, мог бы добавить ещё одну немаловажную причину культурно-цивилизационной "закрытости" финикийцев и пунийцев. Это их религия, которая, в своих корнях и основах, родственна древней религии евреев. Иудеи (именно иудеи, а не христиане типа ап. Павла) никогда не "заморачивались" прозелитизмом, никогда не задавались целью проповедовать Библию "по всей вселенной, во свидетельство всем народам". Нет, наоборот, всю свою историю они только тем и занимались, как бы сохранить «святой остаток» или «святое семя» от осквернения окружающими народами, за что неизменно были ненавидимы всеми народами. Мне кажется, нечто подобное имело место быть и у карфагенян. Осознание себя избранным "народом Божиим", который вполне самодостаточен, могло оказаться непреодолимым препятствием для финикийского "культуртрегерства".


18 мая 2022

Хепера.

"Хепри или Хепера (егип. Ḫpr(j) «скарабей») — в египетской мифологии утренняя ипостась солнечного бога, изображавшаяся в виде жука-скарабея. Так как скарабеи откладывают яйца в трупы животных и в навоз, древние египтяне верили, что скарабеи появляются из мёртвой плоти, поэтому Хепри олицетворял силу воскресения Солнца, новую жизнь" (из Википедии).

А эта Хепера напоминает мне одновременно беременную и рожающую женщину. 

Да и как же обойтись без женщины в деле воскресения, рождения новой жизни? Ведь даже Церковь видится в женском аспекте: "Из прободённого ребра Нового Адама родилась Новая Ева — Церковь" (Источник). 
 

Мыслительные "испражнения" от 18 мая 2022 года.

"Давным-давно жили на Коми земле стройные, как копьё, сильные и красивые люди. Были они светловолосые и сияли, как золото. Много знали и умели. Но никогда и ни с кем не враждовали, не позволяла их вера убивать людей. 

Напали на них люди с запада. Светловолосые люди вышли им навстречу и сказали: «Берите всё, что вам нужно, чему хотите, научим, но не воюйте». А у нападавших только кровь сильнее закипала от таких слов. В железных доспехах, мечами и копьями, ножами и топорами — косят-убивают добрых людей, а те только руками отмахиваются.

Убили пришельцы всех мужчин, даже младенцев не пожалели, взяли всё богатство-золото, взяли в жёны светловолосых девушек. Но остался в живых один седой старик. А так было, что всеми знаниями владели только мужчины. Научил-рассказал он молодым девушкам и седым старухам по одной тайной вещи. И велел своим детям тайные знания эти передавать. После этого умер, старым он уже был.

Дурную кровь пришельцев переборола материнская кровь светловолосых людей. А женщины: кто-то из них сумел передать тайное знание, а кто-то и забыл. Но могло знание и по крови передаваться. А пришельцы новорожденных младенцев забирали у матерей, отбирали мальчиков. Но спрятали одного мальчика и успели ему рассказать, что смогли. А старик сказал перед смертью: «Когда все знания соберутся у одного мужчины, тогда мы сумеем избавиться от врагов и наступит хорошая жизнь!» А воспитанные тайно дети и сейчас ходят среди коми людей и собирают потаённое знание".

(Записано со слов П. Ф. Елфимовой 1909 г.р. из д. Сейты Сыктывдинского р-на РК. Цит. по: Сотворение мира. Мифология народов Коми. Автор-составитель П. Ф. Лимеров.)

Нарисованная здесь картина довольно архетипична; она многократно повторяется в разных вариантах на всём протяжении истории человечества. 

Но тут я живо представил себе иную картину. Существует в море-окияне крохотный островок, а на том островке растёт фиговое дерево и под деревом живёт какой-нибудь "робинзон". Станет ли тот "робинзон" срубать дерево, приносящее обильные плоды для его пропитания? Вопрос, конечно, риторический. Потому что, погубив дерево, он и сам скоро погибнет от голода.

Почему же тогда на евразийских просторах на протяжении тысячелетий головы человеческие слетали с плеч, как трава под косой? Ответ очевиден: "райское" дерево на острове — одно, а добрых людей — много. Когда чего-то много, его не жалко. "Бабы ещё нарожают".

Да и в самом деле: сейчас на Земле проживают 7, 7 миллиардов людей. И что такое "я", по сравнению с этой "прорвой"? Листок на дереве в лесу. Упал листок на землю — и ничего не изменилось, "отряд не заметил потери бойца"... 

Вот так само богатство способствует растранжириванию состояния. И чем больше людей в обществе, тем менее ценится жизнь отдельного представителя общества. 

Надо полагать, что патриархат автоматически возникает тогда, когда образуется "куча". А матриархат существует до тех пор, пока люди живут семьями или родами, когда каждого члена семьи "жалко". Когда становится "не жалко", тогда наступает патриархат.

Конец финикийской цивилизации.

Александр Македонский, безусловно, был гениальным полководцем, но вряд ли он смог бы "завалить" персидскую державу Ахеменидов, если б империя персов к тому времени не превратилась в "колосса на глиняных ногах". Дело в том, что незадолго до того египетский аристократ Амиртей поднял восстание, освободил от персидского владычества Нижний Египет и провозгласил себя фараоном. И шестьдесят лет подряд персидские цари пытались отвоевать Египет, организовав пять больших походов — все, кроме последнего, были неудачными. Фараоны XXX династии, — последней истинно египетской, — отчаянно сопротивлялись, привлекали на свою сторону греческих наёмников и даже пытались перейти в контрнаступление, ненадолго захватив Палестину и Сирию в 365 г. до н.э., и снова откатившись назад... То есть, Персидская империя была перенапряжена сверх всякой меры в войнах с Египтом и его союзниками, и Александр Македонский оказался той самой "соломинкой", которая сломала спину верблюду.


Нечто похожее произошло с персами и позднее, когда их разбили в пух и прах арабские бедуины под зелёным знаменем ислама. Там тоже персы обессилели в изнурительной борьбе с византийскими ромеями, а халифы явились к шапочному разбору и легко добили то, что и так "дышало на ладан".

В истории с Александром больше всего поражает культурная трансформация и его самого, и всей Македонии. Как пишет Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена», "всего сто (да какие сто?! пятьдесят, не больше!) лет назад Македония была отсталой дикарской страной на Балканах с варварским населением, где не было крупных городов, где царила такая нищета, что персы при Дарии I, заглянув в Македонию по дороге в Грецию, побрезговали там оставаться, а слове «культура» в лучшем случае знал лишь один македонец из пятидесяти, и то услыхав его на всякий случай хватался за топор!" Сам Александр стал Александром Великим благодаря приобщению к культуре древних греков. Википедия сообщает, что Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию. Он основательно познакомился с греческой литературой: известно, что Александр очень любил и часто перечитывал «Илиаду» Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать, хорошо знал «Анабасис» Ксенофонта, трагедии Еврипида, стихи Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена и других поэтов, «Историю» Геродота. Ну и, "каков поп - таков и приход": Александр преобразил и превратил дикарей-македонцев в истинных европейцев. Ну, а мы знаем, что Европа началась на Крите. Где — Крит, и где — Александрия Эсхата? Но, тем не менее, они культурно связаны друг с другом.

16 мая 2022

Священный матриархат.

Первая служба в соборе первопрестольных апостолов Петра и Павла, Казань, 1989 год.

 

О дружбе персов с финикийцами, и о символике царской власти.

Мощный аргумент против наличия практики человеческих жертвоприношений у финикийцев приводит Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена»:

"Следует сделать очень важное замечание. Греческие и, прежде всего, римские авторы с достойной иного применения навязчивостью в один голос твердят об ужасах финикийской и карфагенской религии — жуткие огненные жертвоприношения, умерщвление младенцев и прочие душераздирающие сцены кочуют по страницам античных сочинений от одного летописца к другому. Разница только в числе жертв и окружающих декорациях, чем страшнее, тем лучше.

Религиозные воззрения древних иранцев отчётливо разделяли доброе и злое начала, свет и тьму, ахуров (силы добра) и дэвов (силы демонические). Почитание дэвов, которыми вполне могли оказаться божества иных народов, преследовалось. Царь Ксеркс, внук Кира Великого, оставил нам такое самовосхваление:

«...Когда я царём стал, была среди этих стран, которые выше написаны, (такая, где было) волнение. По воле Ахура-Мазды эту страну я сокрушил и её на (прежнее) место поставил. И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахура-Мазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: “Дэвов не почитай”. Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Ахура-Мазде и Арте небесной».

Уничтожение дэвовских культов Ксерксом особенно показательно на фоне строительства храмов в Финикии, входящей в империю Ахеменидов — никаких запретов или репрессий против «жуткой» религии! Отсюда следует, что персидские имперские власти не видели в финикийских культах ничего такого, что было бы достойно порицания, а тем более запрета. Почитание Мелькарта, Эшмуна или Астарты не входило в противоречие с государственной религиозной доктриной Персии и божества Тира с Сидоном не рассматривались как ложные или злые.

Ахура-Мазда, верховное божество иранцев.

Ахура-Мазда (справа) вручает Ардаширу символ царской власти — кольцо. III в. н. э.

Оставьте хоть что-нибудь археологам, ироды!

Разрушение Суз ассирийскими войсками.

"Сузы, великий священный город, обитель их богов, место их мистерий, я завоевал. Я вошёл в их дворцы, я открыл их сокровищницы, где были накоплены серебро и золото, товары и богатства... Я разрушил зиккурат в Сузах. Я разбил его сверкающие медные рога. Я разрушил храмы Элама; их богов и богинь я развеял по ветру. Гробницы их древних и недавних царей я опустошил, я выставил на солнце, и я унёс их кости в землю Ашшура. Я опустошил провинции Элама и на их землях посеял соль"

Ашшурбанипал.

Кибела и Баал-Хаммон.

 Это Баал-Хаммон, одно из главных божеств карфагенского пантеона.


 А это — всем известная Кибела, которая в представлении не нуждается.

Удивительная однотипность изображений, как будто перед нами египетские брат и сестра — Осирис и Исида. 


Интересный вопрос возникает: что было раньше
курица или яйцо Кибела или Баал-Хаммон? То есть, где — оригинал, и где — копия оригинала?

Роль земледелия в процессе превращения женщины в домохозяйку.

Как сообщает Михаил Подрезов в статье "Биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев", биоархеологи повторно исследовали палеодиету людей, чьи останки были обнаружены на ранненеолитических памятниках в Греции, и выяснили, что их рацион состоял преимущественно из растительной пищи, доля которой составляла от 58,7 до 70,1 процента. Это заметно ниже, чем у людей с более древнего анатолийского памятника Невалы-Чори, где на животную продукцию приходилось лишь около десяти процентов рациона.

Sidney Sebald et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2022

Данные по самым древним памятникам показывают, что ранние неолитические популяции жили в основном на вегетарианской диете, то есть на С3-растениях, таких как как пшеница, овёс и рожь. Дополнительным источником пищи выступало мясо домашних животных, реже — диких.

Это значит, что основными добытчиками пропитания в неолитических популяциях были женщины. А кто приносил добычу, тот и был в почёте. Земледелие однозначно повысило статус женщины. 

15 мая 2022

Тест на фашизм.

Прошёл психологический тест на фашизм. Результатом остался доволен.

Вы можете разделять несколько (или даже довольно много) основных идей фашизма, однако с уверенностью можно сказать, что Ваши политические взгляды не являются фашистскими. Вероятно, этот результат Вас не удивил, однако на самом деле у большинства людей имеется хотя бы минимальное совпадение политических взглядов с идеями фашизма, поскольку фашизм — это сочетание коммунизма, социализма, консерватизма, либерализма и незначительного количества собственных идей. Поэтому, даже если Ваш уровень фашизма по этому тесту достаточно высокий, в этом нет ничего удивительного, учитывая все факторы и исторический контекст. Итак, будьте уверены - Ваши политические убеждения точно не фашистские.

Тест на фашизм. Проверьте свой уровень фашизма: https://www.idrlabs.com/ru/fascism/test.php


Бык Фалариса и жертвоприношения Молоху.

Э. Д. Фролов в статье "Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н.э." рассказывает о тиране Фаларисе, который занимался самодурством в Акраганте на Сицилии в 571-555 гг. до н.э. Как и все тираны, он был террористом и руководствовался принципом "бей своих, чтоб чужие боялись!" Здесь возникает забавная связка между легендами о Фаларисе и жуткими байками римлян о Карфагене. Тиран Акраганта прославился в том числе и тем, что изобрёл экстравагантное орудие казни — полого быка из меди с дверцей на боку. Внутрь бросали приговорённого, затем под быком разводили огонь и жертва изжаривалась заживо. Ноздри быка были устроены таким образом, что крики казнимого искажались, напоминая бычье мычание.

средневековая гравюра

современная иллюстрация

О "св. браке" охотника с Госпожой зверей.

"Есть кавказский охотничий миф. В нём говорится о богине зверей и охотнике, который её посещает. В обмен на сексуальную связь богиня посылает охотнику дичь под его выстрел. Описывается внешность богини. Она красавица с длинными русыми волосами. У грузинских горцев сванов ее зовут Дали. Кавказский охотничий миф и соответствующее высокоритуальное поведение в очень выраженной форме я обнаружил у абхазов. Все мужчины там любят охоту, но не все любимы ею. Перед уходом в горы охотник не спит с женой и должен туда уйти незамеченным. В начале пути надо перешагнуть ружье. Он готовится ко встрече с дочерью бога охоты. Ее зовут Тымра. Она прообраз лермонтовской царицы Тамары, которая жила в замке, принимала гостя-смельчака и проводила с ним роковую для него ночь. Если охотник в первый раз встретил прекрасную дочь бога охоты, то она молча показывает ему обе ладони (10 пальцев). Надо отрицательно качнуть головой – она один палец загибает. Так надо дойти до последнего пальца – один год будет длиться их союз. Только самые сильные мужчины могут выдержать два года. Такие охотники обычно сходят с ума" (Цит. по: Я. В. Чеснов. «Телесность человека: философско-антропологическое понимание»). 

Я думаю, Артемида вполне могла быть такой "владычицей зверей", а некоторые учёные предполагают преемственность между Артемидой и богинями, изображавшимися в минойском искусстве. 

Далее, я полагаю, что не имеется и никогда не имелось таких божеств, в которых надо только верить. "Верующие" появились сравнительно недавно по историческим меркам, а ведь ещё на изломе Средневековья св. Тереза Авильская не просто верила, но переживала связь с Божеством. 

Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы

«Змеиное отродье».

"В мифах и первобытных верованиях очень распространена идея, что змеи находятся в тесной связи с женщинами и что женщины могут от них забеременеть. Существовало верование, что за первую менструацию девушки ответственен укус змеи и что женщины особо привлекательны для любви змей во время менструаций. По этой причине в некоторых племенах женщин во время менструаций не отпускали в леса или к ручью, чтобы они избегли опасности забеременеть от змеи, или, наоборот, для этой цели они совершали паломничества к ручью, в котором по поверью жили священные змеи. В таких верованиях змея иногда заменялась рыбой, и страхи и табу, характерные по отношению к змее, перешли на неё".

Эстер Хардинг. ЖЕНСКИЕ МИСТЕРИИ. Источник

В принципе, я пишу о том же, только вместо змея у меня "лунный" бык. Ну, а как соотносится бык со змеем, о том свидетельствует древнегреческая мифология.

критский бык и Пасифая

Загадочные "улыбки" айнских женщин.

Автор паблика ASAKUSA SISTERS сообщает в посте "Загадка айнской улыбки 📖 Зло или добро?":

"👉🏻Первое, что замечал любой путешественник при знакомстве с народом айну, проживающим в Японии, это "улыбки" их женщин.

Первоначально путешествующие исследователи думали, что улыбки женщины рисуют как "повседневный макияж", однако, узнав, что это татуировка, приходили в ужас. Как можно женщине так уродовать себя? Некоторые даже пытались отговорить айнок от обряда.

☝🏻Для айнских женщин татуировка — это часть их инициации в женское сообщество, которое было устроено таким образом, что взаимопомощь и женская солидарность были главными его принципами. Женщины помогали другим женщинам. Татуировка не делалась для красоты или для того, чтобы привлечь мужчину. Она нужна была для того, чтобы женщина нашла помощь в женском сообществе, а после смерти узнала женщин своего рода в загробном мире, воссоединившись с ними.

🙅‍♀Мужчинам делать татуировки запрещалось. Тату-мастерицами также были только женщины.  Обряд нанесения был хоть и болезненным, но во время него использовали местную анестезию из растительных препаратов и отвлекали девушку с помощью песен и танцев. Во избежание воспаления до и после обряда девушка должна была выдержать диету и карантин.

В период Мэйдзи, японцы запретили айнским женщинам делать татуировки, признав их варварскими пережитками прошлого, лишив айнок, таким образом, культурной идентичности и принципов взаимопомощи
".

14 мая 2022

Параллели между диском из Малии и дагестанскими календарями.

Дворец в Малии. Реконструкция.

В центральном дворе этого огромного сооружения сохраняется загадочная круглая плита диаметром 90 см и толщиной 36 см. Она вмонтирована в пол небольшой террасы, слегка приподнятой над уровнем двора. По всей окружности диска устроены 33 аккуратных круглых углубления одинакового размера, напоминающие чашки. 34-я чашка несколько больше по размерам и врезана в поверхность выступа, выходящего за пределы окружности диска. Этот выступ ориентирован строго на юг. В самом центре диска тоже имеется углубление-чашка. Оно заметно больше всех остальных — его диаметр составляет 15 см, а края его окружены невысоким бортиком и концентрическим кругом.


Этот странный монолит, датируемый 1900—1750 гг. до н.э., стал загадкой для учёных с самого момента его открытия в 1926 г. французскими археологами. Что это за устройство? Для какой цели создавалось? Каково его назначение?

Ещё в 1928 г. была высказана не лишённая смысла гипотеза о том, что диск из Малии предназначался для совершения обряда панспермии. Этот обряд заключался в приношении различных плодов в дар богам и умершим. Диск из Малии и другие подобные находки на Крите следует считать аналогом керносов. Керносом назывался древнегреческий керамический сосуд круглой формы с чашечками на венчике. Древнегреческие керносы служили именно этой цели: каждая из множества его расположенных по кругу маленьких чашечек наполнялась разнообразными фруктами, вином и маслом, а в центральное углубление помещалась лампа.

О мифологеме "мать-земля и дочь-солнце".

Марина Урванова говорит, что "у лезгин существует достаточно мифов, в которых луна предстаёт мужчиной, а солнце девушкой. Например, Гажиев Г.А. передаёт нам историю о том, что солнце и луна – это брат и сестра. У табасаранцев мы видим вариант мифа, в котором мать-солнце рождает сына луну (с.Межгуль, с.Чувек). Или повторение истории о том, что солнце - это сестра брата, луны-братца (с.Татиль). Также считали и рутульцы. И чаще всего, солнце – это молодая девушка. На это обратил внимание и А. Голан. Он пишет: «Женский образ солнца – это именно девушка, а не женщина. Она всегда представлена в образе невесты или дочери, но не матроны. В качестве матери же солнца выступает богиня неба»" (Источник).

Но там же, чуть выше, Марина Урванова пишет: "Закат Солнца [у лезгин] называется «Рагъ дидедал хъфей бере» («Период, когда Солнце возвращается к матери»). Это время считается священным, и называется также «Бахтар пайдай бере» («Время, когда раздаётся счастье»)".

Получается, что мать солнца — земля, а не небо. Утром на рассвете можно видеть, как земля "рожает" солнце.


К вопросу о первобытном андрогинизме.

Как я уже говорил, по мере накопления и анализа соответствующего материала, я поменял свою точку зрения на андрогинизм. Долгое время я считал, что андрогинные божества появились сравнительно поздно, на "изломе" матриархата. Скажем так, была раньше "Дева", затем рядом с нею подселялся её брат-близнец "Див", значение которого со временем раздувалось, тогда как "Дева" отодвигалась на задний план. Схема, безусловно, заманчива, но, по всей видимости, она не соответствует исторической действительности. 

"Это идол из Альмаргена (Испания), примерная датировка 5000 лет назад, период между неолитом и халколитом. У него имеются явные женские признаки (беременность) и мужские (фаллосообразное окончание, которым он был воткнут в землю для её оплодотворения)" (Источник).

Кстати, этот идол напоминает мне идолов Лепенского Вира (ок. 7000 г. до н. э.):

И, кажется, все эти идолы каким-то образом соотносятся с платоновским мифом об андрогине.

"Некогда наша природа, - так, приблизительно, повествует Аристофан в платоновском "Пире", - была далеко не такой, как теперь. Тогда ещё существовал андрогин, - существо, составленное из двух теперешних особей, и был он единою личностью. Эти андрогины были крепки и сильны и, в упоении своей мощью, надмились и захотели проложить путь на Небо, чтобы напасть на богов и самим сделаться как боги. Тогда Зевс и небожители решили ослабить их, рассекши каждого пополам, так, чтобы им пришлось уже ходить на двух ногах, а не на четырёх, как прежде. "А если я замечу, - сказал Зевс, - что они и тогда не усмирятся и не захотят успокоиться, то я ещё раз рассек их пополам, так что им придётся тогда уже прыгать на одной ножке".

О Ж-образной форме Мирового дерева.

В русском языке слова "женщина" и "жизнь" начинаются с буквы "Ж". Интересно, что и Мировое древо выглядит как буква "Ж". Ниже приведён рисунок Вселенной на спинке ритуальной нарты кетов. 

Рисунок сделан в 1928 году .Источник картинки.

Конечно, тут нельзя не заметить сходство данного изображения с одним из основных иконографических типов изображения Богоматери, представляющим Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками.


Но, конечно, образ Оранты гораздо старше христианства. Мы можем видеть аналогичные изображения, например, в греко-римском искусстве.

Greek bronze figurine of Aphrodite holding a pigeon, c. 450 BC, from Mount Pindos. Athens National Archaeological Museum.

13 мая 2022

Плешивые воины царя вавилонского.

Как известно, финикийской город Тир в древности располагался на острове.


В 587 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор предпринял осаду Тира, продлившуюся целых тринадцать лет. Очевидно, вавилонские воины были вынуждены носить на плечах землю, чтобы насыпать дамбу от палестинского берега до острова. Библейский пророк Иезекииль, никак не симпатизировавший Вавилону, саркастично пишет:

«Сын человеческий, Навуходоносор, царь вавилонский, утомил своё войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стёрты, а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он произвёл против него» (Иез. 29:18).

Саркофаги из Археологического музея в Стамбуле.

Саркофаг Плакальщиц из Сидона, 4 в. до н.э.


"Ликийский" саркофаг из царского некрополя Сидона, 5 в. до н.э. Ликийскими такие саркофаги прозвали из-за их характерной формы, они высокие и имеют крышку в виде перевёрнутой лодки.

Сфинксы на крышке саркофага и борющиеся кентавры.  

Грифоны.

О финикийских саркофагах.

"Каптерев задумался и сказал: "Открыто наблюдениями, что в гусенице, обвившейся коконом, и которая кажется — умершею, начинается после этого действительно перестраивание тканей тела. Так что она не мнимо умирает, но — действительно умирает… Только на месте умершей гусеницы начинает становиться что-то другое; но — именно этой определённой гусеницы, как бы гусеницы-лица, как бы с фамилиею и именем: ибо из всякой гусеницы, сюда положенной, выйдет — вон та бабочка. А если вы гусеницу эту проткнёте, напр., булавкою, тогда и бабочки из неё не выйдет, ничего не выйдет, и гроб останется гробом, а тело — не воскреснет". Тогда-то, тогда мне стало понятно, почему феллахи (потомки древних египтян, явно сохранившие всю их веру) плакали и стреляли из ружей в европейцев, когда те перевозили мумии, извлечённые из пирамид и из царских могил. Они, эти нигилисты, заживо умершие и протухшие, не понимая ни жизни, ни смерти, "нарушили целость тела их (феллахов) предков" и тем лишили их «воскресения». Они, о чём предупредил Каптерев, как бы "разломили мумии пополам", или, всё равно — пронзили иголкою «куколку», после чего она приобщается смерти без бытия. Тогда мысль, что "бабочка есть душа гусеницы", "энтелехия гусеницы" (Флоренский) — ещё более утвердилась у меня: а главное — мне разъяснилось и доказалось, что египтяне в мышлении и открытиях "загробного существования" шли тем же путём, как я, т. е. "через бабочку" и её «фазы». 

Тогда для меня ясны стали саркофаги — мумии. Кто видал их в нижнем этаже Эрмитажа, тот не мог не поразиться раньше всего — величиною. Зачем — такой большой, огромный саркофаг — для мумии умершего, вовсе не большой? Но ведь это — «кокон» куколки-человека; и строился саркофаг непременно и именно по образцу кокона. Вот такой же продолговато-гладкий, как решительно всякий кокон, какой, безусловно, строит себе всякая гусеница — и египтянин себе изготовлял, «окукливаясь». И тело клалось — в пелены, «завёртывалось», как гусеница, напр., шелковичного червя, прямо "выпуская из себя" шёлковые нити, делает себе "шёлковую рубашечку". Поверх этого жёсткая, коричневая скорлупа. Это — саркофаг, всегда коричневатого однообразного тона. Кажется, он гипсовый, и тогда он и по материалу естества сходен с оболочкою куколки, ибо что-то вроде извести, как выпота, даёт и тело гусеницы. Вообще, ритуал погребения у египтян вышел из подражания именно фазам окукливающейся гусеницы" (В. Розанов. Источник).

В связи с этим как-то совсем по-иному смотрится история, рассказанная блогером crustgroup про самый древний из найденных сидонских финикийских саркофагов.


Как финикияне жили в мире с элимами?

Отрывок из книги «С точки зрения Карфагена» (Елена Хаецкая под псевдонимом Гай Анонимус):

"В начале VIII века до н.э. [на о. Сицилия] объявились халкидяне, построившие сразу три города. Им вдогонку примчались коринфийцы, основавшие Сиракузы. К концу столетия подоспели колонисты из находившейся рядом с Афинами Мегары, назвавшие своё поселение без всякой фантазии и творческого подхода — тоже Мегарой. VII век ознаменовался прибытием незваных гостей с Крита и Родоса.

Сицилия начала превращаться в банку со скорпионами, ибо греки немедля погрязли в кровавых склоках промеж собой, а в свободное от громких конфликтов с соплеменниками время начали заглядываться на богатую западную часть острова. В Мотии, лидере сицилийской федерации, к середине VII века до н.э. появляется крепостная стена, ранее отсутствовавшая за полной ненадобностью — с элимийцами и другим местными племенем, сиканами, финикияне жили в мире, а атаки с моря ждать не приходилось из-за абсолютного господства финикийского флота".