04 сентября 2022

Лже-Наполеон.

С Яномамо я впервые познакомился при просмотре док. фильма "Обнажённая магия".


Это было ещё в 1990-х годах, когда были в ходу видеомагнитофоны и видеокассеты. Я купил видеокассету с этим фильмом, и там я увидел, как один мужчина-яномамо дубасит другого по голове, за то что он домогался близости с его женой.

Яномамо благодаря ранним исследованиям Наполеона Шаньона широко известны как один из самых воинственных народов Южной Америки. В своём первом сочинении «Яномамо: свирепый народ» (Yanomamö: The Fierce People, 1968) Шаньон охарактеризовал яномамо как людей, живущих в состоянии постоянной войны. Необычно высокий уровень агрессивности поддерживается традиционными институтами. Согласно его описанию, индейцы яномамо на протяжении веков конфликтуют за ресурсы и брачных партнеров как внутри деревень, так и между ними. Эти конфликты зачастую приводят к разделению деревень и поразительно высокой мужской смертности: от 15 до 42 процентов мужчин в разных общинах яномамо погибает насильственной смертью в возрасте между 15 и 49 годами. Высокая же женская смертность провоцируется внутрисемейной ревностью и меньшей экономической выгодностью женщин для семьи, из-за чего девочек часто убивают ещё в младенческом возрасте — считается, что на всех членов семьи не хватит еды. Это, в свою очередь, провоцирует ужесточение мужской конкуренции из-за женщин. В отличие от многих других традиционных обществ, индейцы яномамо не признают таких ритуализованных форм состязания, как безопасный спорт или танец. У них подобные состязания выражаются в поочерёдных ударах кулаками по голому телу противника или нанесению заострённой дубиной ударов по голове, что часто приводит к серьёзным травмам вплоть до смертельных.

Однако в 1985 году Жак Лизо (Jacques Lizot), проживший среди яномамо 20 лет, поставил под сомнение повышенную агрессивность в их общинах: «Яномамо — воины, они могут быть грубыми и жестокими, но могут быть и нежными, и чувствительными, и любящими. Насилие имеет спорадический характер; оно не доминирует в общественной жизни ни в какой промежуток времени, взрывы насилия могут быть разделены многими мирными месяцами. Знакомые с обществами североамериканских равнин или обществами Гран-Чако в Южной Америке никогда не скажут, что культура яномамо зиждется на войне, как это сделал Шаньон». 

 


О матрилокальных браках у эскимосов.

Л. А. Файнберг уверен, что вплоть до конца XIX века у эскимосов были матрилокальные браки. Только к 1920-м годам у них произошёл окончательный переход к бракам патрилокальным. Точнее говоря, "к 1920 г. обычай матрилокальных браков у них сменился переходной формой, когда брак мог быть в равной мере матри- и патрилокальным. На Аляске, где родовой строй или его пережитки были в конце XIX — начале XX в. значительно сильнее, чем на севере Канады, они способствовали более устойчивому сохранению матрилокальных браков, а также других пережитков материнско-родовых отношений в браке; в ещё большей мере эти отношения, конечно, сохранялись в более раннее время, в начале XIX в. Так, по сообщениям Г. И. Давыдова и Ю. Ф. Лисянского, для эскимосов острова Кадьяк в начале XIX в. был характерен брак за отработку, исторически обычно связываемый с матрилокальностью. По окончании срока отработки жена иногда переезжала к мужу, но большей частью брак продолжал оставаться матрилокальным. Ю. Ф. Лисянский, побывавший на Кадьяке в начале прошлого века во время кругосветного путешествия на корабле «Нева», замечает по этому поводу: «Мужья почти все живут у жениных родственников, хотя иногда ездят гостить и к своим».

Особо подчеркнём, что на брак требовалось согласие не только родителей девушки, но и её самой, и, как говорит Г. И. Давыдов, «даже не мужья жён, но жёны выбирают себе мужей». Зять был обязан всегда заботиться о своём тесте и кормить его, поэтому кадьякцы предпочитали иметь не сыновей, а дочерей. Как отмечает Г. И. Давыдов, «коняга считает себя довольным, когда имеет дочерей, а не сыновей, ибо они по женитьбе могут оставить его, зять же обязан доставлять всегда тестю прокормление». Вероятно, в период преобладания матрилокальности все эскимосы предпочитали иметь не сыновей, которые потом всё равно уходили в род и семью своей жены, а дочерей, приводивших к себе в семью мужчин-охотников. Когда же и там, где матрилокальность наиболее рано стала сменяться патрилокальностью, эскимосы стали предпочитать мальчиков девочкам, о чем свидетельствуют соответствующие наблюдения этнографов XX в. Д. Дженнеса, К. Расмуссена и других. И, очевидно, тогда же возник обычай убивать новорожденных девочек" (Цит. по: "Общественный строй эскимосов и алеутов", с. 181-182).

03 сентября 2022

«Минориты» — избранники духов.

С этого момента и начинается его "путь героя", хранителя родовых начал, тогда как его старшие братья, наоборот, часто являются их разрушителями. Так, образ младшего сына представляет собой идеал добродетельного человека, - он бескорыстен, доверчив, почтителен к старшим. Во время испытаний, ему помогают духи и животные. Матриархальный родовой строй был связан с представлениями о животных-тотемах - родоначальниках и покровителях первобытных родов. Поэтому в сказках, где сохранились наиболее древние представления, все мифологические персонажи - животные, обладающие волшебными качествами, часто выступают в качестве его помощников" (Источник).

Р. Назиров в статье "Женоподобие шамана и жреца" продолжает:

"Несомненно, сказки о Золушке и других гонимых падчерицах составляют яркую параллель к архаическим сказкам о гонимом младшем сыне.

Для сказок о мачехе и падчерице характерна помощь героине не со стороны тотемного животного или покойного отца (отец в сказке никогда не помогает своей дочери и покорно, хотя и с сокрушённым сердцем выполняет злую волю мачехи), а со стороны духа покойной матери.

Для народов Европы и Азии, у которых огромное значение матриархата в прошлом не подвергается сомнению, более архаическим является мотив покровительства покойной матери. Одновременно она была и духом домашнего очага. «Не случайно, — говорит академик А. П. Окладников, — женские статуэтки в палеолите нередко находятся около очага, а в этнографии дух — хозяин очага — имеет женский облик».

В палеолите сохранение огня было функцией женщины. Поэтому и огонь в эпоху матриархата (а иногда, как видно, и в более позднюю эпоху) мыслился существом женского рода; в Средние века духом огня считалась саламандра. У многих народов-огнепоклонников жрицами вечного огня были только женщины. Но дело не ограничивается культом огня.

Первоначально только женщины выполняли все жреческие и гадательные функции. Пережитки этой всемирной стадии по сей день сохраняются во всём мире. Невозможно перечислить всех ведьм, колдуний, иудейских пророчиц, античный пифий и сивилл, современных гадалок и т. п. У такого патриархального народа, каким были древние евреи, женское шаманство было гораздо старше мужского жречества, и следов этого в Библии немало, например, образ великой пророчицы Деборы. Аэндорская волшебница по просьбе царя Саула вызвала дух пророка Самуила, и тот предсказал царю поражение в предстоящей битве. Как это некромантическое «действо» совершалось на практике, мы видели воочию в японском кинофильме «Расёмон» (режиссер Акиро Куросава), где чревовещательница заклинает дух убитого самурая и, говоря его голосом, повествует историю его гибели. Эти волшебницы служили связующим звеном между миром живых и миром мёртвых, ибо к хранительнице очага благоволят души предков".

"Тысячерукая Гуаньинь"

 


О положении женщины в доисламской Аравии.

Отрывок из книги Роберта Хойланда "Аравия и арабы от бронзы до современности."

 

В то время как происхождение по мужской линии могло бы казаться нормой в доисламской Аравии, нам иногда даются намёки на матрилинейные отношения. В двух южно-аравийских текстах мы находим царя, который назначил нескольких человек во главе двух благородных семей, одной в Сирвахе и одной в Марибе (Фа 3, 76). Списки имён в каждом случае предваряются словами «следующие мужчины и женщины», а за ними следуют «а также их дети и потомки» с местоимением «их» во множественном числе женского рода. Это говорит о том, что дети считались принадлежащими к матери, а не к прародителю мужского пола, но это, очевидно, не было универсальной системой в Южной Аравии, поскольку подобные выражения в других текстах имеют местоимение мужского рода.

Другой текст описывает драку между мужем женщины и главой её клана, в которой первый был убит, а второй ранен (Ja 700). Ссора была вызвана обращением женщины к повелителю её родственников с просьбой помочь в восстановлении опеки на ребёнка после опеки мужа , который у неё был от него, что, возможно, свидетельствует о напряжённости между двумя системами. В хасейской надгробной надписи из Восточной Аравии женщина рассказывает о своём происхождении по женской линии на протяжении трёх поколений: мать, бабушка, прабабушка (ХИТ 16; ср. Ja 1048).

А в Хегре на северо-западе Аравии несколько женщин возвели гробницы, ссылаясь только на своих родственниц женского пола и настаивая на том, что сооружение предназначалось для их дочерей и их иждивенцев:

«...это гробница, которую Wushuh , дочь Баграта, и Кайну и Нашкуйя, ее дочери , Тайманцы, создали для себя, для каждой, и для ‘Amirat и ‘Usra’nat и Al‘alat, их сестёр, дочерей этой Wushuh , и для всех тех, кто находится под их защитой. . . . (H 12)

Эволюция патриархальных структур.

Интересная страна — Меланезия в Океании. "Ядром" Меланезии является Папуасия.

В отличие от, условно говоря, "матриархальной" Полинезии, Меланезия в основном патриархальна. Везде в Меланезии преобладает отцовский род; род с материнским счётом родства и происхождения встречается нечасто и, как правило, в более развитых в социально-экономическом отношении обществах.

У папуасов в общинах всегда доминирует группа мужчин, принадлежащих к одному роду. Как правило, эта группа живёт в особом «мужском» доме, она выступает носителем власти и социального контроля, а также выполняет все общественно значимые религиозно-магические обряды. Женщинам доступ в это сообщество категорически закрыт.

Где-то я читал, что мужики в «мужском» доме с утра до вечера планируют организацию военных походов на соседние общины и, в общем, занимаются всякой "хуитенью". Спрашивается, кто же тогда кормит их? По всей видимости, этих великовозрастных детин, играющих в "солдатики", обеспечивают всем необходимым их матери, сёстры и жёны. Пока муж "протирает штаны" в «мужском» доме, жена выкармливает свиней. При этом, если жена трудолюбивая, хозяйственная, то за 8 - 10 выращенных ею свиней муж может прикупить себе ещё одну жену.

Очевидно, мужские "междусобойчики" имеют тенденцию постепенного превращения в тайные союзы, такие как  Дук-дук и Ингиет — на островах архипелага Бисмарка, Сукве и Тамате — на о-вах Банкс, Маки и Сукве — на Новых Гебридах. Тайные мужские союзы зафиксированы в таких обществах, где институт вождей ещё не оформился и не играл решающей роли в общественном управлении.

Члены тайного общества Дук-Дук в ритуальных масках

А вот на о-вах Фиджи к началу ХIХ в. сложилось королевство Мбау, обладавшее сословно-кастовой структурой и централизованным управлением с «королём» во главе. Там, скорее всего, члены тайного союза превратились в "силовиков" - армию и полицию, поддерживающих "вертикаль власти", чтоб она не упала.

Таким образом, на примере Меланезии хорошо заметна эволюция патриархальных структур — от "междусобойчика" в «мужском» доме, к тайному союзу и государству.

02 сентября 2022

Башкирские "амазонки".

Источник картинки.

Наверно, не я один заметил, что шейно-нагрудное украшение "сакал" замужней женщины, сшитое из холста и сплошь покрытое серебряными монетовидными жетонами, похоже на рыцарские доспехи. Не является ли этот элемент женского костюма отголоском тех времён, когда башкиры отражали нашествие калмыков и героически сражались с ними 100 лет (1620 - 1720 гг.)?

Древнеегипетский «матриархат» в ДНК мумий.

Мы нередко слышим о том, что древние цивилизации являлись патриархальными по своей сути, например, шумерская или древнегреческая. Однако в Древнем Египте женщина долгое время могла играть главенствующую роль.

Благодаря развитию науки и появлению новых направлений исследований, начиная со второй половины XX века, к работе археологов по разгадке тайн древних цивилизаций подключились и генетики. Или, как их ещё называют, археогенетики. Их основная задача заключается в изучении образцов ДНК, найденных на археологических останках. Работа археогенетиков действительно важна, ведь она позволяет найти истину там, где оказывается бессильна традиционная археология.

Одним из ярких примеров успешного применения анализа ДНК останков является исправление исторической неточности в отношении родственной связи двух мумий, похороненных в одной гробнице. Судя по иероглифическим надписям, они имели одну мать по имени Хнум-Аа (Khnum-Aa), но их отец был неизвестен. Первооткрыватели решили, что похороненные здесь мужчины были родными братьями, однако это оказалось не так. Различия в форме черепа и скелета вызывали подозрения, а иероглифическая надпись была единственным источником информации.

Проведя успешное извлечение и последующий анализ ДНК зубов мумий, группа археогенетиков под руководством Константина Дросо (Konstantina Drosou) из Манчестерского университета пришла к выводу, что мумии действительно имели одну мать, и археологические источники не врут. Однако они не были родными братьями, так как имели разных отцов.

Это исследование ещё раз подтверждает тот факт, что материнская линия жителя Древнего Египта играла большую роль в его судьбе. Оба брата имели высокий статус, который, судя по всему, был унаследован именно по линии их матери Хнум-Аа, а информация об отцах вообще была опущена за ненадобностью (Источник).

О политических условиях расцвета философии.

"Главный заказчик философии и покровитель философов — это мелкий правитель, у которого избыток обоснованных амбиций, но недостаток ресурсов. Обоснованных — потому что он один из множества мелких правителей страны, которая политически раздроблена, но культурно едина. Это вызывает конкуренцию среди правителей в надежде на то, что именно они будут доминировать и именно они, быть может, превратят культурное единство в политическое. Именно в таких условия философия достигает своих вершин.

древнегреческие полисы

Полисная Греция, Древняя Индия и Древний Китай, Германия XVI-XIX веков — всё это как раз такие страны. Притом совершенно неважно, каковы формы правления в конкурирующих мелких государствах. Там могут быть и республики, и монархии, и смешанные формы, и что угодно. 

индийские махаджанапады

В то же время не должно быть единого идеологического центра, который контролировал бы область идей. Любая империя чужда философским поискам. Империя по своей природе стремится к единомыслию, к стандартизации и к закреплению той идейной основы, на которой данная империя возникла" (Источник).

О длинных домах эскимосов.

По сообщению Л. А. Файнберг, "в Гренландии, судя по наиболее старым источникам, был строго запрещён брак между людьми, живущими в одном длинном доме, даже если они фактически не являлись родственниками между собой. Как известно, так называемые длинные дома были особенно распространены в Гренландии в XVI—XIX вв., в Восточной Гренландии они исчезли лишь в 30-х годах XX века. Каждый такой дом вмещал до 10 семей, а иногда и больше, т. е. 40—50 человек. Нередко всё селение состояло из одного дома".

Это заставляет вспомнить о длинных домах староевропейской культуры линейно-ленточной керамики.

Культура ЛЛК. Планы жилищ на территории совр. Германии

 
Реконструкция одного из жилищ


01 сентября 2022

Эскимосы и христиане.

По свидетельству К. Биркет-Смита, у всех эскимосов Аляски был запрещён брак между лицами, носящими одинаковые амулеты. 

Как говорит Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 175), у эскимосов Берингоморья был распространён обычай всем членам рода носить одинаковые или сходные амулеты, представлявшие собой части тела животного-тотема и служившие также, а может быть и прежде всего, опознавательными знаками для членов рода.

Одинаковые амулеты, по наблюдениям Э. Нельсона, носили члены одного рода. Отсюда следует вывод, что не только все члены одного стойбища считали себя родственниками друг друга, но и все, кто носили одинаковые амулеты. Если мужчина и женщины имели, например, амулет выдры, то это означало, что они произошли от одной матери-выдры и являются братом и сестрой друг другу.

Ну, а как у христиан насчёт этого? Ведь они носят нательные крестики и называют друг друга "братьями" и "сёстрами"...

В раннехристианской Церкви существовал обычай "духовных браков" (См.: Таинство любви (6)). Этот обычай заключался в том, что в доме христианина-аскета поселялась девушка-христианка, также принесшая обет безбрачного целомудрия и бдения чистой любви; их совместная жизнь слагалась в виде духовного союза, совершенно чистых братских отношений. 

Вообще говоря, христианство пестрит многочисленными примерами отречения от брачной жизни и вообще от половых отношений ради создания духовного братства, ибо "нет уже... ни мужеского пола, ни женского, но всё одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:27-28). 

Конечно, духовное братство всегда рассматривалось как высший идеал, доступный "могущим вместить". И надо отметить, что этот идеал никогда не вменялся к обязательному исполнению. Простые миряне всегда женились и выходили замуж, "как во времена Ноя".

Однако сохранилась любопытная легенда о крещении княгини Ольги в Константинополе. Как сообщает Летописец, 

"В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что ста очень красива лицом и разумна, подивился царь её разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь". И крестил её царь с патриархом.<...> После крещения призвал её царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жёны". Она ж ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга".

Такшта, христиане - они всё-таки немножко "эскимосы".

Уроки жизни.

Когда мне было лет 10 - 12, пошёл я однажды за грибами и в лесополосе наткнулся на большую собаку, привязанную к дереву. Друг сказал "пошли отсюда быстрее", и только дома я осознал, что ту собаку оставили помирать голодной смертью. Может быть, мы, мальчишки, были её единственным шансом на спасение. Никогда не забуду её глаза.

Примерно в этом же возрасте, пошёл я однажды в школьный туалет и услышал мяуканье котят в яме с говном. Надо сказать, что учился я в деревенской школе, и туалет у нас был на улице, - кирпичное строение с бетонными полами и несколькими дырками в бетоне. Видимо, кто-то из близлежащих домов выбросил котят в нужник.

Всё. На этом полностью сформировалось моё представление о человеческой натуре. Позже, "запоем" читая Джека Лондона, я осознал, что кроме мразей бывают ещё и герои. Но школа не дала мне ничего для понимания сути человека. Уроки жизни намного "круче" школьных уроков.

Сингапурский археофутуризм.

«Висячие сады Семирамиды» художника Фердинанда Кнаба (1886).

Говорят, в действительности висячие сады относятся не к ассирийской царице Шаммурамат (811—805 гг. до н. э.), а к нововавилонской царице Амитис Мидийской (605—562 гг. до н. э.), но это дела не меняет. У меня возникают ассоциации с современным Сингапуром при взгляде на эти "висячие сады Семирамиды".

Отель-сад PARKROYAL В Сингапуре

 

Минойский Крит: "дворцовая" экономика или "храмовая"?

"В своих трудах о минойцах Эванс ввёл термин "дворцовая экономика" для описания доденежной системы, существовавшей в таких дворцовых городах, как Кносс. Урожай и другие товары собирались правительством, хранились в больших складских помещениях внутри дворцовой структуры и распределялись среди населения" (Источник).

Хм, а чем "дворцовая экономика" отличается от "храмовой экономики"?

Такая экономика имела место быть, например, в обществе древней Месопотамии. Храмы, первоначально хранившие общественное зерно, со временем обзавелись землёй и мастерскими, где трудились работники. Жрецы управляли производством и вели подробный учёт на глиняных табличках. 

Почему бы не предположить, что и на Крите была такая же "храмовая экономика"? Тем более, что и сам дворец в Кноссе часто называют как "дворец-храм". 

Другое дело, что в конце концов в Месопотамии храмовые хозяйства перешли в собственность государства и стали управляться чиновниками. Но это ещё большой вопрос: произошёл ли такой переход на Крите, появилась ли государственная бюрократия на Крите и "прихватизировала" ли она храмовые хозяйства?

У нас нет пока твёрдых и неоспоримых доказательств существования государственности в минойский период на Крите. Всем известны гробницы древнеегипетских фараонов, - а где гробницы крито-минойских царей? Поэтому, я думаю, там была не "дворцовая", а самая обыкновенная храмовая экономика.

31 августа 2022

Creta International

Между 1900 и 1350 годами до н.э. Катна была одним из процветающих городов-государств восточного Средиземноморья.

Катна и её соседи в 1764 г до н.э., автор Attar-Aram syria

Центром сосредоточения усилий археологов стали руины царского дворца в центре Катны, который был построен около 1700 года до н.э. Автор дзен-канала ВЕК БРОНЗЫ говорит, что "только в одной комнате [дворца] было найдено более 4000 фрагментов изображения, которые оказались очень похожими на минойские фрески с Крита" (Источник). 

Значит, крито-минойская культура, а своё время, не была такой уж уникальной. Может быть критяне, попадая на Ближний Восток, чувствовали себя там как дома. По крайней мере, до катастрофы Бронзового века.   

Визуальный образ древнешумерского богатства.

Рельеф из известняка и битума, фрагмент украшения стены в храме Нинхурсаг | Ближний Восток, южная Месопотамия, Телль-эль-Убейд (рядом городище Ур) | Древний Шумер | Бронзовый век, Раннединастический период III, ок. 2500 год до н.э. | Британский музей, Лондон.

Автор дзен-канала ВЕК БРОНЗЫ в статье Скрудж Макдак по древнешумерски. Визуальный образ богатства в Шумере раннединастического периода говорит, что "диета простого жителя Лагаша или Ура состояла из зерновых лепёшек, варёного зерна (каши), зелени и фиников. Растительное масло или мясо черноголовые (как себя называли шумеры) получали по праздникам и в связи с особыми событиями. Поэтому именно домашний скот был для древних жителей Месопотамии символом богатства и процветания".

 

"Златообильные Микены" как бледная копия Египта.

"Ахейцы из Микен, Фив, Тиринфа и других политических центров построят великолепные циклопические цитадели, в которых будут трудиться пленницы со всей Эгеиды", - говорит автор дзен-канала ВЕК БРОНЗЫ в статье “Пожиратель плоти” фараона Тутанхамона и Златообильные Микены.

Значит, микенская цивилизация держалась на подневольном женском труде в греческом ГУЛАГе.

Ну и автор, для наглядного сравнения греко-микенской и древнеегипетской цивилизаций, показывает погребальную маску одного из микенских царей в сравнении с маской невезучего мальчишки Тутанхамона, который не успел стать ни хорошим, ни плохим фараоном.

 
Саркофаг фараона Тутанхамона | Северная Африка, Египет, Долина Царей, гробница KV62 | Цивилизация Древнего Египта | Бронзовый век, Новое царство, династия XVIII, ок. 1341-1323 гг. до н.э. | художник Роджер Стюарт

Есть такое мелкое насекомое - наездник. Наездник в типичном случае располагается над жертвой (как наездник на лошади, отсюда и название) и вводит яйцеклад в свою жертву. Личинки наездника вылупляются внутри жертвы и питаются её тканями и органами, постепенно убивая. В этом смысле микенская цивилизация была симбиозом паразита-наездника и его жертвы. Да и древнеегипетская культура в конце концов погибла из-за того, что её одолели паразиты. Вообще, под этим углом зрения можно описать всю всемирную историю, представив таким образом новую историософскую концепцию.  

30 августа 2022

Раскопки неолитического поселения на юге Туркмении.

Монжукли-депе — древнее поселение на юге Туркменистана. Раскопки показали, что это место было заселено примерно в 6200 г. до н.э. и просуществовало до начала медного века.

Обитатели поселения были скотоводами и земледельцами, разводили овец и коз. Частью их жизни были регулярные пиршества, для которых, судя по многочисленным костям животным, оставшимся после трапез, использовалась площадь посреди посёлка. Жилища представляли собой небольшие квадратные глинобитные дома с колоннами посередине комнат. 

Интересно, что погребения совершались непосредственно под домами, причём под домами уже нежилыми. Вероятно, погребения были каким-то образом связаны с «жизненным циклом» домов, как часть ритуала «закрытия» дома.

 
План захоронения MDB2. Пожилую женщину похоронили на дне воронкообразной ямы, выкопанной под порогом бывшего дома № 7. Тело обсыпали охрой и положили возле рта кусок охры

Источник.

Таврокатапсия International Бронзового века.

Упоминание прыжков через быка хорошо засвидетельствовано в эгейских, хеттских, сирийских и египетском источниках бронзового века. География “прыжков с быками” не исчерпывается указанными выше регионами и мы видим следы таврокатапсии даже в Индии и Средней Азии.

Минойская цивилизация | золотое кольцо из Арханеса, Крит | 1450-1375 до н.э. | Музей Эшмола, AE 2237, 142528

Хараппская цивилизация | печать из Мохенджо-Даро № 312 | 2600–1900 гг. до н.э. | Национальный музей, Нью-Дели

Древний Египет | резная деревянная шкатулка из Кахуна | Династия 18, 1550-1292 годы до н.э. | Египетский музей в Каире, JE 28754, CG 44707

Древний Левант | оттиск печати из городища Алеппо в Сирии, фрагмент | около 1700 гг. до н.э. | Музей Лувра, Франция

Маргуш / Бактрия-Маргиана, Средняя Азия | “Амулет акробата” | 1900-1700г г. до н.э.

Древнехеттское царство | ваза Б из Хюсейндеде-Тепе, фрагмент | около 1650 года до н.э. | Археологический музей в Чоруме, Турция

Источник. Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ

Материнский род у алеутов.

Как видно из сообщений первых русских исследователей, алеутская община в начале XIX в. состояла из родственников, выводивших своё происхождение от общего предка. Каждая такая группа родственников насчитывала от 10 до 40 малых семей. Все они жили в одном большом доме или же в селении, состоявшем из небольших смежных домов, рассчитанных на 2—3 семьи каждый. В селении имелось общественное здание, кажим, служившее для празднеств, совещаний, а такжеместом работы для мужчин. Во главе каждой группы стоял старейшина. По сообщению Г. И. Шелехова, звание старейшины не было наследственным, и родовые старейшины выбирались из числа людей наиболее авторитетных или же наиболее влиятельных благодаря обилию друзей или родственников. Поэтому старейшиной часто становился глава самой большой семьи рода.

Наиболее желательной формой брака у алеутов был брак с дочерью дяди со стороны матери. Эта форма брака, как указывает М. О. Косвен, исторически тесно связана с матриархатом.

Юноша и девушка не могли вступить в брак «без общего согласия своих родственников и, особенно, родителей и дядей своих». Тот факт, что на брак требовалось согласие не только родителей, но и родственников (т. е. сородичей), свидетельствует о значительной прочности родового строя. Часто родители обручали детей без их ведома и объявляли своим сыновьям и дочерям о том, что они посватаны, лишь тогда, когда приходило время брака. При этом «жених почти никогда не смел противоречить; но желание невесты очень часто было уважаемо, потому что выбор жениха почти всегда отдавался на ее волю». Если на брак были согласны все родственники, жених переезжал к невесте и промышлял зверя в пользу её родственников год или два, т. е. здесь налицо брак за отработку, тесно связанный, как известно, с переходом от матриархата к патриархату. Отработку за невесту жених мог заменить уплатой калыма её родителям и родственникам.

29 августа 2022

К истокам игры в футбол.

"На мысе Хоп большинство эскимосов принадлежало либо к людям Земли, либо к людям Моря, но в конце XIX в. это деление проявлялось только в соревнованиях в футбол и некоторых других играх", - сообщает Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 148). 

Лев Абрамович говорит, что эти игры указывают на фратриальное деление семейно-родовых кланов и практику экзогамных браков. Очевидно, соревнования в футбол изначально были брачными играми. Насколько мне известно, в средневековой Англии на каком-нибудь поле собирались мужики двух соседних деревень и устраивали игру в футбол. А вот какой приз при этом доставался победителям, закатившим мяч (на самом деле надутый свиной мочевой пузырь, для прочности обтянутый кожей) на центральную площадь «вражеской деревни»? Деревенские девки?

Ладно, продолжим цитировать Льва Абрамыча:

"Возможно, что следы дуального деления отразились и в мифе, который был рассказан К. Расмуссену эскимосом Сагдлуаком с реки Колвилл (Аляска). В этом предании рассказывается, что в прошлом в районе между реками Кангианек и Ноатак было два селения. Эти два селения были почти что одним селением, если бы не то, что они были разделены рекой. Селения обычно состязались одно с другим в игре в мяч. В каждом селении был свой вождь. Один вождь имел сына и дочь, а другой — только сына. Сын вождя одного селения женился на дочери вождя другого селения. Далее в предании говорится, что все люди одного селения, сами того не зная, были волками, а люди другого — росомахами".

"Мы полагаем, - говорит Лев Абрамыч, - что в этом предании отразились следы древнего деления эскимосов этого района на две фратрии — Волков и Росомах. В пользу такого взгляда говорят следующие факты: «Эти два селения были почти что одним селением. Они часто состязались в игре в мяч».  

Эскимосы: семейно-родовые кланы есть, а племён нет.

В статье "Племена — это административная выдумка государственнной бюрократии" говорилось о том, что у коренных обитателей Австралии никогда не было племён. Племенное деление аборигенов — это искусственное, кабинетно-бюрократическое новшество XIX века, никак не соответствующее реалиям архаических обществ.

Интересно, что отсутствие племён подтверждается и у аборигенов Заполярья.
Все западные этнографы и социологи отрицают наличие племени у эскимосов и, употребляя этот термин, сразу же оговариваются, что делают это лишь удобства ради. Например, К. Биркет-Смит пишет: «Мы говорим об эскимосских племенах, но в политическом смысле реально не существует никаких племён. То, что подразумевается под этим словом, — это просто географические группы, обнаруживающие особенно близкое родство в культуре и языке. Их чисто географическая природа также явствует из их имён, почти все из которых состоят из названия места и суффикса «мио» (мн. ч. «миут»)» (Цит. по:
Л. А. Файнберг. Общественный строй эскимосов и алеутов. С. 145).

Автор другой сводной работы об эскимосах, Э. Вейер, пишет: «Обозначение „племя" в точном смысле не приложимо к социальной организации эскимосов. Рассеянность их населения и обычай передвигаться в поисках добычи не допускают даже приближения к единой племенной системе. Кроме того, культура эскимосов настолько единообразна на обширных территориях, что не даёт основы для чётких племенных делений». 

Канадский этнограф Д. Дженнес считает, что «термину „племя", если им всё же пользоваться (в применении к эскимосам), должно быть дано очень широкое значение, так как группы, на которые делятся эти туземцы, совершенно не обладают постоянством и стабильностью, которые мы привыкли считать чертами племён в других частях света». Венский этнограф и социолог Ж. Мадернер полагает, что единственные «общности», присущие эскимосам,— это семья и локальная группа. 

Ну, точно так же и австралийских аборигенов в конце концов разделили (для удобства исследования) на этнокультурные блоки (См.: Этнокультурные блоки австралийских аборигенов).

Лунная программа "Артемида".

НАСА: "Мы возвращаемся на Луну за научными открытиями, экономическими выгодами и вдохновением для нового поколения исследователей: поколения Артемиды."


28 августа 2022

Маленькая эскимосская революция и большая русская революция.

Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" сообщает (с. 131):

"У многих групп эскимосов Аляски и прилегающих островов, а также у центральных эскимосов был распространён обычай раздавать первую добычу молодого охотника или первую добычу в новом охотничьем сезоне как можно большему числу людей, желательно — всем членам общины охотника. Например, К. Расмуссен отмечает, что у эскимосов-нетсилик первую добычу юноши должно поесть как можно большее количество его односельчан, шкура также делится между максимальным числом людей. У медных эскимосов первого тюленя, добытого юношей, свежуют все женщины селения и каждая берёт себе по куску мяса. Мать охотника присутствует при этом, но она может взять себе лишь голову тюленя. Первая добыча юноши должна быть съедена всеми членами общины. В некоторых местах в Западной Гренландии первый морж или белый кит, добытый в новом охотничьем сезоне, весь делится между общинниками. В Восточной Гренландии первый большой бородатый тюлень, добытый в новом сезоне, по свидетельству Г. Холма, делится между всеми, и даже люди из других селений получают долю от него. У эскимосов-юналит на Аляске первый олень, тюлень, белый кит или другое крупное животное, убитое юношей, приносится в деревню и здесь один из стариков режет его и делит среди односельчан, не оставляя ни кусочка для молодого охотника. У эскимосов, живущих на берегу Аляски, напротив острова Диомида, юноша, впервые поймавший бородатого тюленя, должен раздать его целиком". 

"Все эти обычаи, - говорит Л. А. Файнберг, - представляют собой пережиток того времени, когда добыча не только первая, но любая принадлежала всей общине".

Если община представляла собой "большую семью", линидж, род, то здесь всё понятно, - в хороших семьях именно так и поступают. 

Тетишери

Реконструированное лицо древнеегипетской царицы Тетишери периода конца 17-й династии и начала 18-й династии (1540-е гг. до н. э.).

 

Тетишери была одним из лидеров фиванского национально-освободительного движения и активно участвовала в изгнании гиксосов из Египта. Тетишери была матерью царицы Яххотеп (1590—1530 до н. э.), которая сыграла важную консолидирующую роль при нашествии гиксосов и долго почиталась в народе. Впервые в Новом царстве женщина приняла на себя царский титул «Госпожа Двух земель», который позже носила её дочь Яхмос-Нефертари.