03 ноября 2023

"Рогатая" власть.

Сахем — старейшина для мирного времени, которого выбирает род в ряде индейских племён.

"Возведение в должность сахема символизировалось "надеванием рогов", а его низложение — "снятием рогов". Рога были эмблемой должности и власти у племён, обитающих в самых различных местах, что, вероятно, было подсказано, как думает Тэйлор, внушительной внешностью носящих рога самцов у жвачных животных", - сообщает Льюис Г. Морган.

Странно думает Тэйлор, очень странно... Как будто только у одних самцов жвачных животных бывают рога. Коровы тоже рогатые.


Я не хуже Тэйлора могу присочинить "объяснялку" про рога. Рога были эмблемой власти, потому что дьявол
— рогатый, и в Евангелии он говорит Иисусу, показав земные царства: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её" (Лук.4:6).

Но вообще, тема "рогатой" власти очень интересна. В данном контексте можно, например, взглянуть на кику (или кичку) — женский головной убор южных областей России.

Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Ношение кики преследовалось православным духовенством, помещики тоже иногда запрещали своим крестьянкам носить эти кики. Но женщины всё равно "кичились" и говорили:

Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

02 ноября 2023

Ёлочковидный символ.

В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл", "Знак древа или знак зерна?" и "Знак древа или знак зерна? (2)".

Ещё несколько изображений ёлочковидного символа.

Сосуд культуры Кукутень-Триполье.
 
Сосуд Индо-Хараппской культуры.

Нижеследующая глиняная табличка датируется примерно 3000 г. до н. э. Здесь представлены рисунки-символы, которые позднее развились в более абстрактное письмо — клинопись. Имеется здесь и наш ёлочковидный символ, причём в интересном обрамлении в виде женского силуэта. Мне кажется, это символ женской вульвы.

Семейный (=женский) культ как начальная форма религии.

"Как отмечает М. Нильссон, элевсинский культ изначально представлял собой частный культ [1]. Подобная практика была весьма распространённой в античном мире. Известно, что жрицы Гефеста и Афины Полиады в храмах Акрополя были из рода Бутада, за семьёй Эвнеидов был закреплён культ Диониса Мельпоменского" (Цит. по: З. З. Кныжова. Роль Элевсинских мистерий в формировании политической и религиозной элиты античного общества). 

Написано коряво: "за семьёй Эвнеидов был закреплён..." В архаической Греции не было конституции СССР, которая "закрепила руководящую и направляющую роль КПСС". Так можно договориться и до того, что за семьёй Авраама "был закреплён" иудаизм. Кем "закреплён"? В те времена не было тоталитарных государств с их духовными "скрепами". Попытка какого-нибудь полиса что-то "закрепить" за собой вызывала дружное сопротивление других полисов.

Но всё остальное очень-очень поучительно. Элевсинское святилище со временем приобрело всеэллинское значение, но первоначально это был семейный культ. 

Сама собой напрашивается параллель с крито-минойским ритуальным комплексом в Кноссе. С большой долей уверенности можно предположить, что изначально святилище в Кноссе тоже было частным, семейным. И, надо полагать, что было множество подобных святилищ на Крите, как было множество семейных святилищ в Чатал-Хююке. В основном все они на протяжении многих поколений оставались домашними, родовыми, но некоторые из них вышли за пределы семейных рамок и стали всенародными. 

Я думаю, что  большой ритуальный комплекс в Кноссе можно сравнить с большим грибом в окружении грибов поменьше.

Edward Okuń, 'Matka Muchomor i jej Dzieci', ok. 1900

О структуре поселений ЛЛК.

Agnieszka Czekaj-Zastawny в статье "The Structure of Linear Pottery Culture Settlement in South-Eastern Poland" подводит итог многолетним раскопкам поселений носителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK) на юго-востоке совр. Польши, которые датируются ок. 5500-4900 гг. до н.э.

В конце 1960-х годов в литературе преобладало мнение о том, что длинные дома, типичные для LBK, отсутствовали на польских территориях. Однако теперь мы можем быть уверены, что участки на юго-востоке Польши обладают всеми элементами поселения LBK, включая длинные дома и различные утилитарно-хозяйственные сооружения. Как и везде в Европе, мы находим здесь: 1 – трёхчастные длинные дома, 2 – дома среднего размера с двойными перегородками, 3 - небольшие дома без перегородок. Интерьеры домов можно разделить на три функциональные части. Центральная часть служила для бытовых (хозяйственно-трудовых) целей. Это была самая большая часть дома, и в ней было достаточно места для повседневной деятельности. Северная часть была занята домашними животными или (по мнению некоторых авторов) служила жилым помещением-спальней. Южная часть, иногда с верхним этажом, поддерживаемым двойными или одинарными плотно расположенными столбами, использовалась для хранения зерна и других продуктов питания.

Длинный дом ЛЛК. Реконструкция.

Типичные поселения среднего размера в бассейне верхней Вислы в большинстве случаев были открытыми, обычно располагались на ровной местности на нижней террасе реки или на её краю, с лёгким доступом к воде. Было подсчитано, что типичное поселение в бассейне верхней Вислы, состояло из 3-4 домохозяйств и занимало площадь около четырёх гектаров. Дома чаще всего строились на расстоянии не менее 45-50 м друг от друга. Как правило, на поселение приходился один дом значительной длины, обычно более 30 м. Это всегда была структура из трёх частей.

01 ноября 2023

О позднетрипольской культуре Среднего Поднепровья.

В. А. Крутц в монографии "Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья" (Издательство «Наукова думка», 1977) приводит нижеследующую карту раскопок возле села Чапаевка.

Чапаевка. План поселения и могильника: 1 - жилища; 2 - хозяйственные ямы; 3 - погребения

Как видно, в III тысячелетии до н. э. трипольцы совершали погребения умерших. Хотя меня терзают смутные сомнения: трипольцы ли там похоронены? Ведь официальной датой "кончины" Трипольской культуры считается 2650 год до н. э. То есть, если там и похоронены трипольцы, то такие трипольцы, от которых остались лишь "рожки да ножки".

"К найденным погребениям исследователи отнеслись по-разному. Одни отрицали их принадлежность к трипольской культуре, указывая на несовершенство методики раскопок автора (Т. С. Пассек) другие видели в них несомненно трипольские ритуальные захоронения (С. Н. Бибиков, Г. Думитреску)".

"Обряд погребения, наиболее сходный с чапаевским, существовал у племён днепро-донецкой культуры, сооружавших большие могильники, где умершие лежали вытянутые на спине, окрашенные охрой, строгими рядами в один или
несколько ярусов.
Подобное совпадение обрядов погребения неолитических и трипольских племён в Поднепровье, очевидно, не случайно". 

Автор монографии говорит, что в это время трипольцы строили свои жилища в труднодоступных местах (наверно, не от хорошей жизни). "Например, поселение у с. Чапаевки (уроч. Церковщина) расположено на краю лёссовой террасы с крутыми склонами (коренной берег р. Вита, правого притока Днепра), высота которой над уровнем поймы р. Вита составляет 80 м. Памятник у с. Новые Безрадичи занимает неприступный узкий мыс лёссовой террасы, высотой около 60 м над уровнем поймы (уроч. Стрелка, или Стрелица), отрезанный от основного массива глубоким оврагом".

"Отсутствие долговременных жилищ-площадок, а также небольшой процент домашних животных среди фаунистических остатков чапаевского поселения свидетельствуют о его временном характере".

Но, что интересно, - "жилища на чапаевском поселении размещены по кругу, оставляя в центре свободное пространство". То есть, сохранён древний эгалитарный тип поселений с ритуальной площадкой в центре деревни. Миниатюрный Кносс на берегу Днепра.

Антропоморфная пластика поселения — типично трипольская. 

Рис. 21. Антропоморфная пластика (Чапаевка)

Амазонки — это мужики?

Е. Г. Вайденбаум в статье "Кавказские амазонки: Материалы для древней этнографии Кавказа" (1872, репринт 2010, Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых) высказывает любопытное предположение о том, что амазонками на самом деле были воины-мужчины, только безбородые и безусые. 


Автор сначала передаёт рассказы испанских конкистадоров, начиная с Франциска де Орельяны, о воинственных женщинах, живущих в джунглях реки Амазонки, а затем описывает фенотип местных индейцев. 

Мужчины племени Тупи "... имеют длинные, прямые, толстые и густые волосы, а борода и усы состоят из нескольких коротких, прямых волосков. Эта почти полная безбородость увеличивается ещё искусственным выщипыванием волос. 

Прямое указание на наружное сходство мужчин с женщинами находим у Дарвина в последнем его сочинении о происхождении человека. На с. 357 ч. 21 он говорит, что «по обилию волос и общему складу тела между полами американских туземцев меньше разницы, чем у большинства других человеческих рас». 

«У некоторых из североамериканских племён волосы на голове вырастают до чрезвычайной длины, и Кетлин приводит любопытное доказательство уважения, которым они пользуются; именно предводитель племени Крау был избран в этот сан потому, что волосы его были длиннее, чем у всех других мужчин племени: они имели десять футов и семь дюймов длины. Аймары и квехи в Южной Америке также отличаются длинными волосами, и длина волос, как сообщает мне м-р Форбс, считается такой красотой, что отрезание волос служит для них самым страшным наказанием. На обеих половинах материка туземцы иногда увеличивают видимую длину волос, вплетая в них волокнистые вещества. Несмотря на то что волосы на голове так ценятся, иметь волосы на лице считается североамериканскими индейцами крайне вульгарным и они тщательно вырывают каждый волосок. Этот обычай существует на всём Американском материке до острова Ванкувер на севере и Огненной Земли на юге. Этот обычай доведён до такой крайности, что индейцы в Парагвае вырывают себе брови и ресницы, говоря, что они не желают быть похожими на лошадей. 

Индейцы в Парагвае: мужчины или женщины?

Амазонки — это мужички* ?

*) Мужичка ж. разг. Женщина, похожая на мужчину (обычно с оттенком пренебрежительности). Толковый словарь Ефремовой.

Происхождение амазонок можно, по мнению г-на Пфафа (автора «Материалов для истории осетин») объяснить следующим образом: «В жизни человечества, после разложения древнего патриархального устройства, следовал век кровавых и разрушительных войн. Вследствие этих войн число мужчин уменьшалось иногда до такой степени, что женщины окончательно получали перевес. Отсюда к амазонскому быту - один шаг. Стоит только явиться какому-нибудь энергическому женскому характеру, вроде, например, Томириды (Tomyris) [1], и подобная женщина может взять в руки бразды правления. Затем мужчины или подчиняются женщинам... или же женщины совсем выгоняют всех мужчин, как это, можно предполагать, случилось у кавказских амазонок. Тогда, по необходимости, развиваются совершенно особые формы общежития. В подобных амазонских государствах женская добродетель ставится выше всего, вследствие чего каждая женщина, как это было на Кавказе, обязана в течение десяти месяцев удерживаться от всех сношений с мужчинами». 

Подобное же мнение высказывает А. Бастиан о классических амазонках. Основываясь на борьбе между полами, замечаемой у некоторых южно-африканских племён и оканчивающейся иногда тем, что женщины временно получают перевес над мужчинами, он заключает, что и общество амазонок могло быть вызвано к существованию подобными же обстоятельствами: «Между воинственными племенами, кочевавшими в Азии ещё до времён Гомера, находился народ, женщины которого, как это часто случается, принимали участие в битвах и, вероятно, вследствие соперничества полов, приобретали иногда перевес над мужчинами, как это случалось у южно-африканских племён, и таким образом дали повод к рассказу об амазонках».


---------------------------------------------------------------------------------

[1] Царица скифского народа - массагетов. В войне с ней погиб мидийский царь Кир (История Геродота. Кн. 1).

31 октября 2023

Амазонки — это скифские домохозяйки?

Джин Манко говорит, что около 20 % скифо-сарматских погребений с оружием и доспехами принадлежат женщинам. Но женщины, на её взгляд, не участвовали в сражениях. Они охраняли жилища, когда мужчины отправлялись в боевые походы. "Греки могли находить скифские поселения, где оставались одни женщины, занятые охраной и хозяйством, в то время как их мужья были в отлучке — пасли скот или были в военном походе. Тогда греки могли принять жителей этого поселения за племя, живущее без мужчин. Представьте удивление чужеземцев, когда, казалось бы, беззащитные женщины уверенно обнажали оружие", - пишет Д. Манко.


Объяснение было бы безупречным, если бы не одно "но". 

Но ведь амазонки встречались грекам не только у скифов!  Согласно мифу, ими были построены Эфес, Смирна и другие города в Анатолии. Считается, что амазонки под предводительством Мирины, вышли из Ливии, а затем, пройдя Египет, завоевали Сирию и Малую Азию, где основали города Мирина, Кима, Питана, на острове Лесбос – город Мителена. В данной связи надо отметить, что племя туарегов одно время возглавляла легендарная «мать-прародительница» Тин Хинан; практически всей Северной Африкой накануне и во время войны с мусульманами в VII в. нашей эры тоже управляла женщина – её имена отличаются в хрониках: Дихья, Аль-Кохена (провидица), королева берберов. В XIV в. персидский историк Хамдаллах аль-Казвани в своём сочинении «Услада сердца» говорил, что в пустыне Магреба находится народ, который состоит только из женщин. Примеры можно продолжать и множить, но и этого достаточно для понимания, что амазонки не сводятся к скифским домохозяйкам.

"Культура" — слово женского рода.

Из статьи "Древние мастерицы распространяли технологии гончарного дела из-за тоски по дому" выходит, что:

а) в традиционных обществах гончарным делом часто занимались женщины;

б) распространением керамики занимались женщины; переезжая вслед за мужьями в новый дом, они привозили с собой секреты гончарного ремесла.

Джин Манко в своей монографии "Как заселялась Европа" приводит нижеследующую карту:

Распространение керамики колоколовидных кубков по морю и речным путям. Если керамику изготовляли женщины, то её распространение может быть отчасти связано с поиском супруга среди широко разошедшихся родственных племён медного века.

Джин Манко связывает колоколовидные кубки с шнуровой керамикой. "Один из наиболее широко распространённых ранних типов керамики колоколовидных кубков, известный как «шнуровая керамика», украшался при помощи шнура. Этот способ украшения, присущий шнуровой керамике вместе с другими признаками, общими для обеих культур, и тот факт, что границы обеих культур совпадают географически, приводили к выводу, что культура колоколовидных кубков произошла от культуры шнуровой керамики. В настоящее время признаётся, что обе эти культуры существовали в одно и то же время. Их сходство, заключающееся в использовании шнура при украшении керамических сосудов, говорит об общем культурном предке — ямной культуре". 

Слушайте, но если культуры определять только по керамике, которая изготавливалась женскими руками, то у нас получается распространение женского рода по Европе. Прабабка жила на территории совр. Португалии, бабка вышла замуж и уехала в Испанию, мать вышла замуж и переехала в Бретань, а дочь таким же образом оказалась в Англии. И везде они лепили одинаковые сосуды, так как дочь училась у своей матери, мать - у бабки, и т. д. Мы, глядя на эти сосуды, думаем, что это следы передвижения какого-то большого племени, а на самом деле все племена сидели по домам, и только молодые жёны со своими горшками переезжали с места на место.

Откуда есть пошли греки (и армяне иже с ними).

Карта из книги Джин Манко "Как заселялась Европа".

В процессе миграции 3100—2600 гг. до н. э. ямная культура поглотила остатки кукутень-трипольской культуры. Переселенцы, поднимавшиеся вверх по течению Прута, Днестра и Днепра, создали культуру шнуровой керамики. Массовое переселение вверх по Дунаю способствовало проникновению влияния ямной культуры на Балканы и западнее. Миграцию ямников вверх по Дунаю на территорию Среднедунайской низменности обычно связывают с распространением носителей праитало-кельтского языка. Переселение ямников во Фракию могло положить начало «балканской группе» языков: фракийского, греческого, армянского и фригийского.

30 октября 2023

О распространении земледелия в Европе.

"После климатического кризиса 6200 г. до н. э. земледелие распространилось по Средиземноморью зигзагообразной линией «прыжков» от одной колонии к другой", - говорит Д. Манко. - "Этот путь отмечен керамикой импрессо".

Керамика импрессо распространялась вдоль морских побережий и по рекам.

Это напоминает мне
крупномасштабную миграцию австронезийцев с Тайваня, которая произошла около 1500-1000 годов до нашей эры. 

"Анализ ранненеолитических культурных растений также показывает путь «прыжков» с одного острова на другой из Леванта", - сообщает Д. Манко. 

И она же замечает, что земледелие в Иберии появилось раньше, чем туда приплыли носители культуры импрессо.

"Появились интересные новые данные, согласно которым земледельцы тогда перебрались из северо-западной Африки на южное побережье Пиренейского п-ова. Фактически, судя по всему, они прибыли в Алгарве и Андалусию до изготовителей кардиальной керамики. Есть отчётливые сходства между образом жизни древнейших земледельцев юга Пиренейского п-ова и земледельцами на другой стороне Средиземного моря. Это может объяснить, почему скот самой распространённой гаплогруппы мтДНК в Северной Африке (T1) встречается сегодня и на Пиренейском п-ове, хотя в Европе он очень редок". 

Понятно, что "наследили", но непонятно — когда.

Насколько обманчивыми, вводящими в заблуждение, могут быть концепции древних миграций, созданных историками только на основании распространения гаплогрупп, показывает Джин Манко на примере гаплогруппы J1. 

Распределение гаплогруппы Y-хромосомы J1 (M267) можно связать как с распространением земледелия в эпоху неолита, так и с арабскими завоеваниями раннего Средневековья.

Автор отмечает наличие гаплогруппы R1b-V88 на Сардинии и предполагает, что данная гаплогруппа прибыла в Сардинию с потоком земледельцев культуры кардиальной керамики, колонизовавшей также Пиренейский п-ов. А я выскажу предположение, что R1b1 попала на Сардинию во время экспансии "народов моря".

Эпизоотия в Старой Европе?

Джин Манко говорит, что Старая Европа испытала демографические катастрофы.

"Первые земледельцы в Европе, воспользовавшись поначалу преимуществами, которые давала им девственная почва, жестоко пострадали в последующие века. Неясно, что именно вызвало демографические катастрофы и опустошение земель. Не обязательно в каждом случае это была одна и та же причина. В Германии и Польше признаки человеческой деятельности резко идут на спад около 4700 г. до н. э. и остаются низкими примерно на тысячу лет. Земледельцы культуры LBK, которые так успешно здесь расселились, не смогли надолго удержать своё процветание. В Северной Греции в археологических свидетельствах наблюдается пробел с 4000 до 3370 г. до н. э. 

На Британских островах свидетельства выращивания зерновых так резко идут на спад после 3350 г. до н. э., что почти исчезают. Восстанавливаются леса. Сельскохозяйственный коллапс, возможно, сопровождался снижением численности населения. Это отразилось не только на древнейших земледельцах, но и на тех, кто занимался молочным животноводством. Кости людей культуры Лендьель в Польше показывают признаки плохого питания и болезней".

Первая волна арийской экспансии датируется ок. 4400 - 4300 гг. до н. э. Поэтому спад около 4700 г. до н. э. был вызван какими-то иными причинами. Ума не приложу... 

Реконструкция температуры по данным ледниковых кернов из Центральной Гренландии.

29 октября 2023

Против Клейна.

Джин Манко ставит шах и мат Льву Самуиловичу Клейну.

Последний в своей работе "Время кентавров" пытался представить культуру воронковидных кубков как праиндоевропейскую. Он представлял себе экспансию ариев с южных берегов Балтийского моря в причерноморские степи, и оттуда далее на восток — в Среднюю Азию и Индию.

Д. Манко пишет:

"В своё время TRB [1] считали результатом того, что местные собиратели переняли скотоводство и новые технологии от своих соседей. Исследование древней ДНК опровергло это предположение. Люди культуры воронковидных кубков в основном были носителями гаплогрупп мтДНК, типичных для ранних земледельцев".

"Медные топоры и роскошная керамика из региона нынешних Венгрии и Сербии проделали в начале IV тыс. до н. э. путь более чем в 1000 км до побережья Балтики. Ещё одна связь — сама керамика воронковидных кубков. Её декоративные узоры были отделаны пастой, созданной из кости. Эта техника зародилась на Среднедунайской низменности. Так что TRB могла быть результатом того, что земледельцы покинули пришедшие в упадок поселения на Балканах и Среднедунайской низменности ради ставшего в то время более мягким климата Северной Европы. Более поздние инновации, такие, как повозки с колёсами, плуг и прядение шерсти, судя по всему, проникли в TRB от более продвинутых южных соседей — поздней культуры Кукутень-Триполье".

То есть носители культуры TRB были типичными потомками выходцев из Малой Азии. Хотя там имелись некоторые нюансы:

"Полногеномные сравнения показывают, что у одной женщины культуры воронковидных кубков из Швеции и у её современников, земледельцев из Германии, хотя они и были ближайшими родственниками первых земледельцев Европы, было чуть больше предков из числа охотников и собирателей. То же самое можно сказать и о той популяции в Венгрии, к которой, вероятно, восходит TRB. Кажется, по мере того, как земледельцы расширяли свою территорию, они поглотили некоторые группы собирателей, которых оттеснили на границы и, в конце концов, вынудили отказаться от их образа жизни".  

---------------------------------------------------------------------------------
[1] Культуру воронковидных кубков часто называют TRB — сокращение от немецкого названия Trichterbecher. 

О происхождении саамов.

Джин Манко в своей монографии "Как заселялась Европа. От первых людей до викингов" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2019) пишет, что современные саамы "являются смесью народов, которые встретились давным-давно". 

Самой распространённой гаплогруппой у саамов является N1c, которая распространилась на север из Юго-Восточной Азии. Считается, что гаплогруппа Y-хромосомы N появилась около 20 000 лет назад. Она не могла возникнуть на дальнем Севере, который был в то время необитаемым. N предположительно распространилась к северу из Юго-Восточной Азии по мере потепления климата.

Да, в чертах лица этой саамки угадывается нечто "вьетнамское".


С другой стороны, "господствующей среди саамов гаплогруппой мтДНК является U5b1b1a, которая необыкновенно близко связана с U5b1b, обнаруженной у берберов в Северной Африке. Мы можем представить себе, что их общие предки по материнской линии находили себе убежище на Пиренейском п-ове перед тем, как пошли разными путями: предки саамов отправились на северо-восток через Европу", - говорит Джин Манко. Она полагает, что древние предки современных саамов последовали за стадами северных оленей и других животных с толстой шкурой, приспособленных к холоду, когда те пошли на север через отступающую степь и тундру, и оказались в северных землях. Где-то там на севере "вьетнамские" и "берберские" предки саамов встретились и в результате их смешения появились те саамы, которые ныне проживают в Лапландии.

 

55 тыс. лет назад на лодках из Африки в Индию?

Я недавно высказывал своё удивление по поводу того, как могли люди современного антропологического типа ("кроманьонцы") оказаться в Австралии ранее, чем их следы замечены на Ближнем Востоке и в Европе.

Вот карта, взятая мною из монографии Джин Манко "Как заселялась Европа. От первых людей до викингов" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2019). 

Распространение анатомически и поведенчески современных людей
из Африки. И время, и пути расселения остаются весьма
предположительными. ТЛН — тысячи лет назад.


Кажущийся парадокс объясняется просто: "кроманьонцы" не вышли из Африки, а отплыли (видимо, на лодках) с Африканского Рога в Индию, а потом оттуда они пошли на запад, и с территории совр. Сирии проникли в Сев. Африку через п-ов Синай. "
Представляется, что скотоводы — носители афразийского праязыка с Ближнего Востока разошлись по всей Северной Африке, в результате появились берберские языки и древнеегипетский", - пишет Джин Манко.

Что касается заселения Америки ок. 15 тыс. лет назад, то там действительно люди передвигались на лодках вдоль побережья. Но вот могли ли они делать лодки и плавать на них более 50 тыс. лет назад — вопрос, конечно, интересный.

28 октября 2023

Рюмка водки на могиле: истоки обычая.

Карл Кереньи говорит, что осенью древние греки закрывали крышками пифосы с виноградным соком, а в конце зимы, когда из земли показывались первые цветы, во время Анфестерий, открывали сосуды и черпали из них молодое вино для смешивания с водой и первой пробы. Далее цитирую:

"Пока шёл процесс брожения, сосуды оставляли открытыми, но потом накрывали крышками, ведь иначе в них могли упасть посторонние предметы, мог утонуть и ребёнок. Когда в «День открытия пифосов» крышки снова убирали, на то была причина религиозного характера. Ко времени Плутарха и в его социальном кругу этой причины уже не понимали. Объяснение было найдено в текстах на глиняных табличках из Пилоса микенской эпохи. Души мёртвых называются тут δίφιοι («жаждущие»). Жаждали они, однако, не воды, а вина. Изображение на аттическом лекифе V в. до н. э. показывает, как в день Пифоигии, когда подземный мир стоял открытым для восхождения из него Диониса, окрылённые мёртвые души слетаются, под надзором предводителя душ Гермеса, к наполовину зарытому в землю и открытому пифосу (см. ил. 91). Можно видеть, как одна из душ с жадностью припадает к питью, а три другие, утолив жажду, отлетают прочь".

Ил. 91. Гермес и души у пифоса. Аттический лекиф.

О Лернейской гидре.

По всей видимости, Лернейская гидра была сестрой змеи в Дельфах. Возле Лерны Дионис спускался в подземное царство и возвращался оттуда вновь - там были "врата" в Аид. Очевидно, точно такие же "врата" имелись и в Дельфах. Может быть, и в других местах на поверхности земли существовали отверстия в преисподнюю. И змеи были своего рода "затычками" в этих отверстиях. Если с этой точки зрения взглянуть на подвиг Геракла, то придётся признать, что он снял пробку сосуда с заключёнными в нём джиннами.

В Дельфах ту же операцию проделал Аполлон.

Кстати, огнедышащий Змей Горыныч русских народных сказок — аналог древнегреческих "затычек" преисподней. Как я уже говорил, в преисподней текут огненные реки. Ну, и если кого-нибудь посадить голой попой на дырку, ведущую в преисподнюю, у него конечно станут вырываться клубы дыма и пламени изо рта.

Менады и амазонки.

"В «Вакханках» Еврипида Дионис сгибает ель сам, и вакханки сообща ему подражают. Возможно, мотив сгибания ели с незапамятных времён был выражением той силы, которая переполняла фиад", - мимоходом сообщает Карл Кереньи.

По словам византийского историка Льва Диакона, древляне привязали князя Игоря к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, которые, будучи отпущенные, разорвали его надвое.

Интересно, есть ли какая-нибудь связь между этими двумя сообщениями?

Известно, что менады разорвали тело Орфея. А как они его разорвали? Может быть, так же, как древляне разорвали тело князя Игоря?

Во всяком случае, тут мы имеем ещё одно свидетельство одержимости менад. Бог "входил" в субтильные женские тела, после чего они приобретали сверхъествественную силу. 

Мне кажется, что поляницы (девы-воительницы) русских былин — явление того же порядка, что и древнегреческие амазонки. А последних можно представить себе как менад в состоянии одержимости, как женский эквивалент скандинавских берсерков. Если мужчины, одержимые богом Одином, обладали медвежьей силой, то, спрашивается, почему женщины, одержимые богом Дионисом, не могли обладать бычьей силой? В сочинении александрийского поэта Ликофрона, в том месте, где он повествует о тайной жертве Агамемнона в Дельфах, оракул называет Диониса Ταρος, «Бык».

27 октября 2023

Заместительная жертва.

Карл Кереньи говорит, что перед каждым вопрошением Дельфийского оракула совершалось жертвоприношение козы.

"В случае жертвоприношения, открывавшего церемонию официального вопрошения оракула, ритyальное животное должно было содрогаться, трястись всем телом и издавать соответствующие звуки. Таким образом оно как бы выражало своё согласие послужить в качестве заместительной жертвы для жертвующего и для бога, который вступал в подземную сферу и открывал её для вопросов и ответов. Во времена Плутарха однажды случилось так, что у животного вызвали требуемую реакцию силой, и Пифии пришлось пострадать за это. Прямо в святая святых у неё начались жуткие припадки, с бессвязными криками она бросилась наружу и упала без сил. Плутарх не говорит напрямую, что это стало причиной её смерти".

В общем, насколько я понимаю, коза выполняет функции жаропрочного суконного костюма металлурга. Без этого костюма сталевар рискует получить ожоги раскалённым металлом, а то и вовсе сгореть заживо. 

 
В загробном мире текут реки из расплавленного металла, и именно в этот мир открывается "форточка" всякий раз, когда вопрошается оракул. Чтобы жар, исходящий из ада, не опалил пифию, вместо неё подставляется ритуальное животное.

Менады и мулы.

Три картинки из монографии Карла Кереньи "Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни" (М.: Ладомир, 2007):

Meнады, скачущие на мулах вокруг Диониса
 
Менады, прибывающие на фаллических мулах на пиршество

Фаллический мул с Дионисом

Интересно, почему Дионис и менады "якшаются" с мулами?

К сведению: "Мул (лат. mūlus) — результат скрещивания осла и кобылы. Самцы мулов бесплодны" (Источник).

Эти мулы напоминают мне галлов Кибелы. Те тоже были бесплодны. 

Ещё из Википедии: "Термин «мул» первоначально применялся к отпрыску любых двух животных разных видов — к тому, что в настоящее время называется «гибридом»".

А вот что рассказывает Аристофан в платоновском "Пире": "Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского". 

Про этих андрогинов, или урнингов, много писал В. В. Розанов; он полагал, что "люди лунного света" составляют "ядро" христианской Церкви, да и вообще любой традиционной религии. 

Религия "соткана" из парадоксов: бесплодные мулы изображены с гипертрофированными фаллосами. Очевидно, в чём-то они превосходят обычных ослов и коней, если менады и сам Дионис восседают на них. 

О Дельфийском оракуле.

Карл Кереньи сообщает любопытные подробности об оракуле в Дельфах:

"Согласно мифу, Аполлон прибывает как завоеватель и овладевает оракулом, раньше принадлежавшим некой великой богине (в соответствии с простейшей формой традиции, самой Земле, или Гее) и охраняемым змееподобным существом женского пола" [1].

Википедия говорит иное: "Пифо́н, или Питон (др.-греч. Πύθων от πύθω «Питон») — в древнегреческой мифологии змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Либо сам Пифон до Аполлона давал прорицания. По его имени была названа Пифия" (Источник). 

В той же статье Википедии говорится, что "самые Дельфы называются в Илиаде Пифо", а Пифо, кажется, женское имя, если вспомнить про Сапфо, известную также как Сафо. "По Меандрию и Каллимаху, в Дельфах жила драконица по имени Дельфина".

Далее К. Кереньи рассказывает:

"Наличие в Дельфах доаполлоновского оракула Земли можно считать удостоверенным традицией и археологическими находками. Не подлежит сомнению и угверждение археологов, что в Дельфах люди в разгар бронзового века жили ещё в условиях неолита и что это место, хотя расположение святилищ отличалось тогда от позднейшего, тем не менее уже считалось священным. ЗнаменитыIй каменный пуп, или омфал, в Дельфах свидетельствует о том, что там верили в связь между верхним и нижним мирами; правда, здесь, в скалистом ландшафте, дело выглядело иначе, чем в Лерне, где доступ в подземный мир осуществлялся через воду. Но источников было достаточно и в Дельфах, а среди них и такой обильный, как Кастальский ключ".

Кстати, К. Кереньи говорит о прибытии матриархального семейства Аполлона (его матери Лето и его сестры Артемиды) из Малой Азии в Грецию. Ну, да, Зевс-то, отец Аполлона и Артемиды, появился всего лишь раз в виде перепела, когда овладел Лето, а потом мамаша с детьми скиталась одна, без какой-либо мужской помощи, и поэтому, конечно, здесь имеет смысл говорить о матриархальном семействе.